Текст и фото нижегородского Вознесенского Печерского монастыря
5 августа действительные члены Императорского православного палестинского общества (ИППО) архимандрит Тихон (Затёкин) и Александр Панин в рамках программы «Возвращение памяти» вновь посетили нижегородское Бугровское кладбище, где вознесли молитвы у могилы настоятельницы Крестовоздвиженского женского монастыря игуменьи Назареты (Крыловой) и сестер обители.
Заместители руководителей нижегородского и московского областного отделений ИППО архимандрит Тихон (Затекин) и Александр Панин на протяжении многих лет посещают нижегородские некрополи, где тщательно исследуют места захоронений членов палестинского общества, а также подвижников благочестия и людей, прославивших наше великое Отечество.
В этот раз члены ИППО в сопровождении настоятельницы Нижегородского Крестовоздвиженского женского монастыря игуменьи Филареты (Гажу) вновь посетили Бугровское кладбище, где захоронено немало подвижников земли Нижегородской.
Бугровское кладбище или Красное (наиболее часто употребляемое неофициальное название кладбища, а также Новое городское) — некрополь на территории Нагорного благочиния Нижегородской епархии.
Название «Бугровское» связано с фамилией известного нижегородского купца, промышленника и мукомола Николая Александровича Бугрова (1837 – 1911 гг.).
Фактическое формирование кладбища произошло во время Первой Мировой войны.
На средства Варвары Михайловны Рукавишниковой, представительницы известного нижегородского купеческого рода, территория кладбища площадью 16 гектаров была обнесена существующей ныне каменной стеной из красного кирпича (отсюда и название кладбища — Красное).
На запланированном месте часовни в 1916 году по проекту архитектора В.А. Покровского была возведена кладбищенская церковь в честь Успения Божьей Матери. Окончательная отделка церкви и ее внутреннего интерьера в дореволюционные годы не была завершена.
После 1918 года, когда были закрыты для использования Петропавловское и Казанское кладбища, захоронения здесь продолжились.
В 1930-е годы кладбищенский храм передали православной церкви, но затем закрыли.
Особый период в истории кладбища — годы сталинских репрессий. До 1938 года здесь в специально вырытых глубоких траншеях хоронили расстрелянных. На месте захоронений ныне возведен мемориал. Здесь неоднократно молились члены Палестинского Общества архимандрит Тихон, Александр Панин, Семен Ваксман и иеродиакон Евстафий (Поляков).
Еще совсем относительно недавно сияние крестов Крестовоздвиженского монастыря можно было увидеть, по свидетельству летописей, за 40 верст от обители. Сегодня со всех сторон закрытый огромными мрачными зданиями Крестовоздвиженский собор не виден даже с близкого расстояния, а сам монастырь возвратил себе только малую часть своих зданий и прежней своей территории.
«Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь есть один из замечательнейших женских монастырей в России: во-первых, по своей обширности, благолепию храмов, красоте зданий, внутренней чистоте и порядку; во-вторых, что в нем соединены три женских обители, из которых древность одной (Зачатейской) доходит до половины XIV столетия; в-третьих, что в нем учреждено общежитие, заведены больница для больных и престарелых, не имеющих родных и всеми оставленных, училище для бедных сирот духовного звания; словом, что в нем сделано истинно тихое пристанище, устроенное от всех забот мирских, для желающих вполне посвящать себя Богу», — писал в XIX веке историк Н. Храмцовский.
Недалеко от кладбищенского храма и находятся могилы сестер Крестовоздвиженского монастыря. Здесь же под скромным крестом упокоилась и настоятельница сей обители игуменья Назарета (Крылова).
В одной ограде с матушкой погребены инокиня Параскева (Тарасова; 1889 – 1938 гг.), монахиня Тарсила (Коршунова; 1883 – 1968 гг.) и Марина Фадеевна Акулинкина (1899 – 1995 гг.). На кресте у матушки игуменьи есть надпись: «Под сим крестом покоится тело игуменьи Крестовоздвиженского монастыря Крыловой Назареты Доримедонтовны. 1862 – 1934 гг. Господи Прими дух ее с миром. Вечная память». Рядом также находится могила и схимонахини Звениславы (без ее фамилии и дат жизни).
Архимандрит Тихон (Затекин) и Александр Панин от имени всего палестинского общества возложили цветы на могилы почивших сестер обители и трижды пропели «Вечная память».
Архимандрит Тихон совершил литию на их могиле, вознеся молитвы об упокоении рабов Божиих: Назареты, Параскевы, Тарсилы, Марины и Звениславы.
Настоятельница Крестовоздвиженского монастыря рассказала архимандриту Тихону и Александру Панину о жизни сестер монастыря после 1917 года.
Было принято решение в рамках программы «Возвращение памяти» провести исследовательские работы в архивах Нижнего Новгорода и Москвы, а также на страницах периодической печати для установления новых биографических сведений об этих людях.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.