Текст Марины Дружковой
19 августа Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне.
Праздник Преображения Христова связан с событиями земной жизни Иисуса Христа, о которых рассказывают Евангелия от Матфея (17:1–9), Марка (9:2–9) и Луки (9:28–37).
Спаситель взял с Собою троих учеников — Петра, Иакова и его брата Иоанна и поднялся с ними на гору Фавор. После утомительного подъема апостолы задремали, Спаситель же начал молиться. Проснувшись от яркого света, апостолы увидели Своего Учителя — Его лицо просияло, одежды сделались ослепительно белыми, а с Ним беседовали пророки Моисей и Илия.
Для всего еврейского народа явление двух самых авторитетных ветхозаветных праведников и ревнителей славы Божией было свидетельством Божественного достоинства Христа, опровергало ходившую молву, будто Иисус Христос и есть пророк Илия, и показало, Он действительно есть обещанный Мессия.
Чудо состояло и в том, что апостолы увидели не физический, а нетварный свет Богочеловека Христа. Пораженный апостол Петр выразил свое состояние словами: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Светлое облако осенило всех, находящихся на горе, и они услышали голос из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Таким образом, свидетельством Бога Отца подтвердилось предсказание Моисея о Мессии как о величайшем Пророке. Но только после Его воскресения апостолы поймут, что Иисус Христос — Бог, и лишь после Пятидесятницы, наученные Духом Святым всей полноте истины, провозгласят Божество Сына как очевидцы Его Славы.
Начало празднования Преображения Господня относится к древним временам христианства — не позднее V века. В IV веке святая равноапостольная царица Елена построила на горе Фавор храм в честь этого события.
По традиции на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов нового урожая, поэтому в народе праздник называют Яблочным Спасом.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.