Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > На границе вер
«Ведомости Нижегородской митрополии» №17(287) 11:30, 5 сентября 2024

На границе вер

Как не заблудиться в дебрях конфессионального выбора

Часто ли стоит перед нами вопрос судьбоносного духовного самоопределения? Да и стоит ли вообще? Многие люди, накрепко привязанные всей душой к земному, и за всю жизнь не испытают остроты этого поиска. Некоторые из них даже остаются прихожанами в той церкви и вере, к которой они принадлежат по обстоятельствам, от них не зависящим. Поэтому само по себе беспокойство, а правильно ли я верю, не является ли моя религия самообманом, весьма похвально. И, в целом и к большому сожалению, оно редко.

Иногда посещают мысли о том, что, родись я в другой стране, легко могла бы быть протестанткой или даже мусульманкой и так же горячо защищала бы свою веру. С моей душой что-то не так?

— Почему «не так»? Вы же не стали ни протестанткой, ни мусульманкой. А предполагать, что могло бы быть, если бы… и так далее, никому не запрещается. Только зачем? Каждый человек призван хранить и, если надо, защищать свою веру. Защищайте свою по мере сил.

В молодости по глупости перешел в другую веру. Сейчас решил вернуться в православие. Можно ли креститься заново?

— Такой необходимости нет. Апостол Павел пишет жителям Ефеса: «…один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4:5). А вот покаяние нужно. Приходите на исповедь, священник объяснит, что вам нужно сделать. Для принятия в православие существует три чина: посредством крещения, посредством миропомазания и посредством покаяния и отречения от своих заблуждений. Скорее всего, вам подойдет третий чин.

Мой крещеный сын-студент решил стать католиком, настроен очень и очень серьезно. Хочется отговорить его, но боюсь неправильного подхода. С какими словами лучше всего подойти? У него много аргументов, но все они кажутся мне какими-то надуманными, ненастоящими.

— Выбор веры — дело свободы человека. Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, а взрослый принимает решение сам. В конце XIX века модно было среди молодежи принимать католичество. В наше время — довольно редко. Не знаю, что за аргументы имеются у вашего сына в пользу католичества, но, думаю, он мало знает о православии и увлечен больше внешней стороной религии.

Какие слова сказать ему? Я бы сказал о предательстве веры своих предков, о вселенском православии, от которого отошли католики в XI столетии, о равноапостольном князе Владимире и выборе веры русскими людьми тысячу лет назад… Может быть, он это все слышал и знает? Тогда чем же его прельщает Римская церковь? И что отвращает от православия? Может, дома, в вашей семье, не живут по православным канонам? Ведь если вокруг православные люди (не только по крещению, но и по жизни), которые подают хороший пример христианина, едва ли возникнет желание предавать свою веру. Во всяком случае, с вашим сыном нужно разговаривать. Разумеется, если он готов к диалогу.

Дочь дружит с мальчиком, который называет себя атеистом. Грешит ли она, и стоит ли разрешать им общаться?

— Атеизм — тоже вера, только наизнанку: вера в то, что Бога нет. Почему же не дружить с атеистом? Едва ли, конечно, он атеист, скорее, просто безбожник. Атеист умеет грамотно аргументировать свои убеждения, а у безбожника аргумент один: Бога нет, потому что Его быть не может. Если ваша дочь истинная христианка, то, возможно, своим примером приведет молодого человека к Богу. Таких случаев немало. Да и апостол Павел не запрещал общаться с язычниками (читай: неверующими) и даже создавать семьи. «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?..» (1 Кор 7:12–16).

У меня планируется долгая командировка в Италию. В связи с этим интересуюсь, можно ли молиться по православному обычаю в католическом костеле?

— Церковные каноны запрещают молиться с иноверными и инославными. Что делать? Во-первых, можно молиться дома. Во-вторых, православных храмов немало и в Италии, нужно посмотреть, что есть поблизости. Православными могут быть сербские и румынские храмы, в них можно молиться. И, в-третьих, индивидуально помолиться можно и в католическом храме, не участвуя в общественном богослужении.

Батюшка, как вы считаете, к православию легче прийти из другой религии или из атеизма?

— Что значит «легче»? Легкого пути в духовной жизни нет. И каждый приходит своей дорогой — и от безбожия, и от язычества, и от другой религии. Было бы желание. Два основных пути известны: от ума и от сердца. Почитайте книги иеромонаха Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего», профессора Алексея Ильича Осипова «Путь разума в поисках истины». Многое станет ясным.

Знакомый надумал креститься. Можете посоветовать литературу, которая бы подошла тем, кто делает первые шаги в православии?

— Конечно же, для начала «Закон Божий». Написана книга для детей, поэтому там все понятно изложено — о Боге, о Церкви, о нашей вере. Хорошо бы еще «Катехизис» прочитать. Авторы у этой книги разные. Наиболее известен «Катехизис» святителя Филарета (Дроздова). Евангелие, разумеется, сначала от Марка — оно наиболее простое. И к нему толкование святых отцов. Взрослому человеку, принявшему решение креститься, надо знать и понимать Символ веры. В нем содержится в сжатом виде все учение Православной Церкви.

Пришел в Церковь 15 лет назад, считаю себя воцерковленным человеком. Сейчас испытываю духовный кризис, мне кажется, что теряю веру. Что делать?

— Веру порой сравнивают со светильником, освещающим человеку дорогу. А светильник может угасать. Значит, необходимо заботиться, чтобы этого не случилось. Как в Царство Небесное усилием входят (Лк 16:16), так и для сохранения и укрепления веры, конечно, нужен определенный труд. Христос не обещал нам легкой жизни. Напротив, Он говорил, что христиан «будут поносить… и гнать и всячески неправедно злословить» (Мф 5:11), что было во все времена и что видим мы и сегодня. Угасание веры — это искушение. А искушения мы призваны преодолевать, памятуя Его слова: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:13–17). Сказанное апостолам сказано и для нас. Надо признаться, что мы мало трудимся — не изучаем Священное Писание, не совершаем добрых дел, благотворительности, паломничества по святым местам, ограничивая себя посещением богослужений да выполнением домашнего правила. В этом все наше христианство? Как же будет укрепляться вера, как будет светить «свет наш перед людьми»?

Слышал, якобы жертва, которую Иисус Христос принес за человечество больше 2000 назад, тем не менее, совершается на каждой литургии и будет совершаться до Страшного суда. Та же жертва, якобы она вне времени. Что это значит, как такое возможно?

— Литургия — особенное богослужение. В ходе него совершается таинство Евхаристии, или Причащения. Впервые его совершил Сам Господь наш Иисус Христос накануне Своих страданий, в Великий четверг. Евхаристия, или Бескровная Жертва, есть образ той жертвы, которую Господь Иисус Христос принес за людей, за грехи всего мира на Голгофе. Он совершил ее единожды, воскрес и вознесся на Небо. Жертва Христова повторяться не будет, во времени она единственная. А Евхаристию, Бескровную Жертву, христиане уже более 2000 лет совершают в воспоминание той великой Жертвы. Но Евхаристия не только и не просто воспоминание. Во время этого богослужения мы причащаемся истинных Крови и Тела Спасителя — по Его завету. Таинственным, непостижимым уму образом на литургии каждый раз реально совершается то, что Господь совершил на Тайной вечере. И верующие под видом хлеба и вина причащаются Самого Божества.

Подготовили Екатерина Тихонова, Татьяна Гарина. На вопросы отвечал протоиерей Владимир Гофман