Текст Татьяны Гариной
Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани произошло 8 (21 по новому стилю) июля 1579 года. После покорения Казанского ханства Иоанном Грозным в 1552 году Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой, из татарского плена были освобождены 60 тысяч русских людей. Началось просвещение татар светом евангельской истины, новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около Никольской церкви, истребил часть города и обратил в пепел половину казанского кремля. Злорадствовали противники православия, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием». Но Пресвятая Богородица послала Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
Среди погорельцев был стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, скрытую в земле. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали копать там и обрели святой образ. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святыню в близлежащий храм во имя святителя Николая, откуда после молебна икона с крестным ходом прибыла в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый царем Иоанном Васильевичем. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.
Список с образа, явленного в Казани, изложение обстоятельств его обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святыню, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению чудотворного образа, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где совершили первый молебен перед Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Через 15 лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих.
Небольшой образ, обретенный девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стал вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской земле. «Матушка Казанская» не раз указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В период польского нашествия 1605-1612 годов, который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Вскоре ополчение Минина и Пожарского направилось к Москве.
Присоединившиеся к нему казанские дружины принесли с собой список с чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию Пожарскому. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия. Известно, что перед штурмом Москвы ополченцы три дня постились и творили усердные молитвы перед Казанской иконой.
После изгнания поляков из города князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения от поляков установлено было совершать 22 октября (4 ноября) особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала лишь в Москве, а с 1649 года оно стало всероссийским. Праздник широко отмечался в России вплоть до 1917 года, после революции же был предан забвению. Возродилась традиция в 2005 году, когда в России появился новый государственный праздник — День народного единства. Установлен он в память о том же событии и в тот же день — 4 ноября.
В 2005 году именно Нижний Новгород стал центром торжеств по случаю Дня народного единства. Возглавил их Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Основные мероприятия прошли 3 и 4 ноября.
3 ноября на Зеленском съезде Святейшим Патриархом был заложен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Началось возрождение древней церкви. Известно, что в 1687 году нижегородский купец Афанасий Олисов вместо старинного деревянного храма — современника событий Смутного времени — отстроил в память подвига Нижегородского ополчения кирпичную церковь. В ней были три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, священномученика Иоанна Воина и святителя Димитрия Ростовского. Храм был разрушен в 50-е годы XX века. А 3 ноября 2012 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил в Казанской церкви чин Великого освящения и первую Божественную литургию.
4 ноября 2005 года на Ивановском съезде Предстоятель Русской Православной Церкви освятил возрожденный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи и принял участие в торжественном открытии памятника гражданину Минину и князю Пожарскому. Монумент представляет собой уменьшенную копию скульптурной композиции работы Ивана Мартоса на Красной площади в Москве. Памятник — дар правительства Москвы нижегородцам. Он установлен на площади Народного единства (это название площадь получила в том же 2005 году). Именно там в 1611 году земский староста Кузьма Минин призывал сограждан подняться на освободительную борьбу. К монументу была возложена гирлянда Памяти и Славы от всех народов России.
Московский список Казанского образа Божией Матери — икона русских побед. Искусствоведы относят написание этого образа примерно к 1580 году. В годы Смутного времени Казанская икона стала полковым образом народного ополчения Минина и Пожарского и в 1611 году была принесена под занятую польско-литовскими интервентами Москву. Именно через эту икону после трехдневной молитвы и поста всего русского войска осенью 1612 года Пресвятая Богородица помогла освободить Москву от захватчиков.
После освобождения столицы Дмитрий Пожарский поставил икону в своей приходской Введенской церкви на Лубянке, а затем образ перенесли в специально возведенный Казанский собор. В 1812 году французские оккупанты сняли драгоценный оклад, но сам образ удалось спасти. Победа России в Отечественной войне 1812 года и дальнейшее триумфальное взятие Парижа в 1814 году также связаны с молитвами перед московским списком Казанской иконы.
Во времена революционной смуты в 1918 году московский список был украден из Казанского собора и чудесным образом обретен только 105 лет спустя трудами Святейшего Патриарха Кирилла. Икона была обнаружена в складском помещении его резиденции в Переделкине. Экспертиза установила ее подлинность. Возвращение святыни в Казанский собор на Красной площади состоялось 4 ноября 2023 года — в праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы и День народного единства.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 мая 2024 года в рамках Всероссийского молебна о Победе началось масштабное принесение чудотворной Казанской иконы Божией Матери.
В ходе I этапа Всероссийского крестного хода новообретенная чудотворная икона была принесена в 49 епархий Русской Православной Церкви. За это время свыше 900 тысяч верующих поклонились святыне и приняли участие во Всероссийском молебне о Победе.
31 августа по 4 ноября 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходил II этап Всероссийского крестного хода с принесением Казанской иконы Божией Матери из Казанского собора на Красной площади в российские епархии. Этот образ был святыней нижегородского ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, которое в 1612 году освободило Москву и всю Россию от польско-литовских захватчиков.
Организатором общероссийского принесения Казанской иконы Божией Матери выступает Комиссия Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь при содействии руководства регионов России и организационной поддержке Всемирного русского народного собора, Фонда «Царьград» и Службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Нижегородская митрополия являлась завершающей частью маршрута второго этапа принесения Казанской иконы Божией Матери в епархии Русской Православной Церкви перед ее отправкой к месту постоянного пребывания. С 30 октября по 3 ноября святой образ пребывал в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода. В дни пребывания Казанского образа в Александро-Невском соборе ежедневно совершались молебны с акафистом. 3 ноября после Божественной литургии состоялись торжественные проводы иконы в Москву.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.