Текст и фото Марии Курякиной
18 декабря в Саровской православной гимназии состоялось очередное занятие в рамках православного лектория для учителей начальных классов. Тема занятия: «Формирование православного мировоззрения на уроках начальной школы».
Саровская православная гимназия является городским ресурсным центром по духовно-нравственному воспитанию, которому есть чем поделиться с учителями муниципальных школ города. Перед собравшимися педагогами выступили трое учителей начальных классов, которые показали примеры проведения уроков окружающего мира и труда, формирующие православное мировоззрение учеников.
Заместитель директора Саровской православной гимназии по начальной школе Ольга Козлова рассказала о том, что гимназия работает по двум образовательным стандартам – федеральному государственному и православному. А поскольку количество учебных часов ограничено, перед учителями стоит творческая задача интеграции школьных предметов и православного компонента. «Конечно, хорошо провести православный праздник внеурочно. Но, поскольку основная школьная жизнь проходит на уроках, в идеале формирование православного мировоззрения должно осуществляться на каждом уроке. Мировоззрение – это ценности. Их нельзя передать как знания и навыки, но нужно воспитать», – отметила заместитель директора.
По мнению Ольги Козловой, формирование православного мировоззрения в начальной школе происходит в первую очередь на уроках окружающего мира. Она показала коллегам, как можно провести такой урок по учебнику 3 класса «Окружающий мир» А. Плешакова, раздел «Семья». На уроке используются интересные приемы, игровые моменты, анализ слов, работа с пословицами и поговорками, обсуждение пятой заповеди, разговор о семьях святых Петра и Февронии, Царственных страстотерпцев, а также о семье Юрия Гагарина. В ходе рассуждений ребята приходят к тому, что основа семьи – любовь. Они размышляют, какие положительные качества нужно воспитать в себе для создания крепкой семьи.
Педагог Татьяна Петрова также показала урок о семье в двух вариантах: для первоклассников в рамках предмета «Окружающий мир» и для 4 класса на уроке основ православной культуры. Ребята собирают цветок ромашки из лепестков, на которых написаны добродетели, необходимые для семейной жизни. Для большей вовлеченности детей она придумала использовать фотографии их родителей, и видео, на которых родители задают детям вопросы о семье. Ученики делятся на три подгруппы и формулируют обязанности жены, мужа и детей. В конце урока ребята приходят к глубоким мыслям: самое трудное в семейных отношениях это не ссорится, прощать других и самому просить прощения.
Светлана Кузнецова рассказала педагогам о своем многократно апробированном авторском годовом проекте «Ноев ковчег», в ходе которого реализуется православный компонент на уроках технологии в первом классе. Представила последовательность этапов и поурочный план. За год с ребятами удается обсудить множество тем и изготовить кучу поделок. В итоге, к концу учебного года у каждого ученика свой Ноев ковчег, населенный животными и заполненный поделками, а из лучших работ дети создают общий Ноев ковчег. Совместная деятельность объединяет и сплачивает класс. А сама тема вызывает большой отклик у детей, причем, не только у учеников православной гимназии, поскольку чистые детские сердца открыты навстречу Богу.
Следующая встреча в рамках православного лектория запланирована 22 января 2025 года.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.