Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > К духовному размышлению > «Днесь вод освящается естество»
«Ведомости Нижегородской митрополии» № 24 (294) 11:00, 13 января 2025

«Днесь вод освящается естество»

Правда и заблуждения о крещенской воде

Сразу два двунадесятых праздника открывают гражданское новолетие. В первый же месяц года православные христиане отмечают Рождество Христово и Крещение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа — Богоявление. Первоначально Богоявление было посвящено Рождеству Христову и поклонению волхвов Младенцу Иисусу. Но вот уже более полутора тысяч лет оно празднуется исключительно в воспоминание Крещения Спасителя святым пророком Иоанном Крестителем в водах реки Иордан.

Согласно Евангелиям от Матфея, Марка и Луки, во время Крещения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17). В форме свидетельства святого Иоанна Предтечи говорится о Крещении Христа и в Евангелии от Иоанна.

«Под прорубью во лжи»?

Русская Православная Церковь празднует Крещение Господне 19 января, по новому стилю. В этот день особенно многолюдно не только в храмах, но и на водоемах. Все больше и больше с каждым годом обустраивается в городах так называемых иорданей. Все больше, несмотря на традиционные крещенские морозы в середине января, выстраивается к ним очередь из желающих окунуться.

Прыгнуть в прорубь и запасти побольше крещенской воды стремятся даже те, кто никогда (или почти никогда) не бывает в храмах на богослужениях в течение года — мол, сразу очистишься от грехов, вылечишься, а заветное желание сбудется.

Но так ли просто даруется благодать и исцеление души и тела? Что такого происходит с водой в Крещение, что люди запасают ее на целый год канистрами и флягами? Разбираемся вместе со старшим преподавателем кафедры богословия Нижегородской духовной семинарии, магистром богословия иереем Арсением Семеновым.

 — То, что погружение в прорубь очистит от грехов, — стереотип. Для того чтобы вылечиться или очиститься от грехов, нужно над собой работать, и много! — предупреждает отец Арсений. — Для этого в Церкви существует таинство Покаяния, которое помогает человеку осознавать свои жизненные промахи. Купание в крещенские морозы никаким образом не очищает человека от содеянных им грехов. А в плане лечения, если прорубь освящена, то все зависит от веры человека.

Заметим: окунаться в крещенскую ночь в городские источники или же в святые, по словам нашего собеседника, обязательным не является.

 — Однако мы видим, что окунание в прорубь становится традицией. Если купаться ради личных амбиций — на «слабо» или просто установить личный рекорд, — то тогда это не крещенское купание, а закаливание, — подчеркивает иерей Арсений Семенов. — Если же человек окунается в освященную иордань с молитвой, трезвый и с просьбой к Богу исцелить душу и тело, то это его личный выбор. В святые источники можно окунаться в любое время. К слову, преподобного Серафима Саровского прославили в лике святых, принимая во внимание в том числе и массовые исцеления в его источнике (в деревне Цыгановке Дивеевского района Нижегородской области. — Авт.).

Главное, по убеждению священника, — понимание святости места и осознание внутренней потребности в помощи Божией. Порой же мы видим такую картину: на реке делают прорубь, а рядом жарят шашлыки, матерятся, пьют, курят, делают селфи и тут же делятся достижениями в соцсетях и мессенджерах, что смогли зайти в ледяную воду… К крещенским купаниям отношения это не имеет. Скорее, здесь уместен тот самый вышеупомянутый каламбур, перефразированный из названия повести Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Два дня в запасе

Тем временем 19 января в храмах людской поток не иссякает с раннего утра и до поздней ночи: все за святой водой.

 — Упоминания о том, что христиане используют в своих нуждах святую воду, мы находим со II века. Освящать воду пресвитеры стали с постепенным развитием церковной общины — как воспоминание о сошествии Христа в реку Иордан. Мы восприняли эту традицию от Греции, — углубляется в историю отец Арсений.

Тем не менее далеко не все россияне знают, что Великое освящение воды совершается не только 19 января, но и накануне.

 — Действительно, традицией и предписанием богослужебного устава Русской Православной Церкви Великое освящение воды в православных храмах предусмотрено два дня подряд — 18 и 19 января. Оно установилось на Руси после 1667 года, — подтверждает преподаватель НДС. —18 января это происходит в память о Богоявлении — откровении миру о том, что Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. В память же о крещении Иисуса Христа в реке Иордан мы совершаем освящение воды 19 января.

Кстати, понятие освященной воды можно встретить в иудаизме, исламе, католицизме и иных религиях. Но там она понимается как средство, очищающее человека от скверны. А вот о такой воде, которая проникает внутрь через Божественную благодать, иногда меняя и преображая человека, речь идет в поместных Православных Церквях (Польской, Сербской, Грузинской, Греческой, Иерусалимской). Святость воды определяется правильностью ее освящения. Католики, например, тоже освящают воду, но добавляют в нее соль.

Коммунальщики ни при чем

Что же происходит во время Великого освящения воды?

 — После молитв священника, троекратного опускания в воду креста и призывания благодати Святого Духа она становится святой. Богоявленская, крещенская вода — Великая святыня (по-гречески — Великая агиасма). Набрать ее можно только 18 и 19 января, — поясняет отец Арсений. — По церковной традиции люди пьют воду натощак для исцеления души и тела, окропляют ею свои жилища, бережно хранят ее дома. При этом многое зависит от веры человека. Если в сознании пьющего святая вода представляет собой некий «энергетический напиток», то благодатного действия на человека такой «эликсир» не окажет. Ведь вода дается для нужд, а не для развлечения. Она не сделает из человека супергероя, но даст помощь тому, кто видит в ней источник Божественной благодати. Как для русского человека горсть русской земли — источник силы, так и для православного христианина святая вода — источник помощи Божией.

А вот по поводу святости воды, которая течет в наших квартирах из крана, разочаруем.

Не секрет, что некоторые россияне 18 января не ложатся спать до 12 ночи. Ровно в полночь они открывают кран на кухне или в ванной и заполняют текущей из центрального водопровода жидкостью банки, бутылки, кастрюли и чайники. Почему-то принято считать, что в крещенскую ночь и вообще весь день 19 января вся вода, даже та, что течет из обычного крана в наших квартирах, приобретает благодатные свойства.

 — С водой, которая течет из центрального водопровода, ничего не происходит. Не святой же водой вы моете посуду, стираете и смываете ее в канализацию. Это народное поверье, — уточняет магистр богословия. — Святой вода становится после обрядовых действий, совершаемых епископом или священником при сошествии Божественной благодати. Хотя в стихире праздника и говорится «днесь вод освящается естество», единого церковного мнения, закрепленного в богословской науке, по этому вопросу нет. И если «принято считать» опирается больше на веру отдельно взятого человека или группы лиц, то освящение через обрядовые действия проверено тысячелетним живым опытом Православной Церкви. Отрицать, что в эти праздники какие-то благодатные свойства получает любая вода, не буду. Но они никак не сравнятся со святостью Великой агиасмы.

По словам священника, Господь может явить чудо для верующего человека и сделать любую воду благодатной по вере молящегося, но «богоявленской» или «крещенской» она не станет. Для этого нужно совершение определенных таинственных и обрядовых церковных действий, основанных на совместных молитвах священника и предстоящего народа.

— Поэтому люди и идут в храм, — добавляет отец Арсений. — А если кто-то объявит, что у него на автомойке из шланга 18 и 19 января будет течь крещенская вода, много ли людей придут к нему ее набирать?

Кстати, на протяжении всего года (раз в неделю, как правило) в каждом православном храме совершается водосвятный молебен. Есть ли разница между крещенской водой и той, которую священник освящает много раз в году на таких молебнах?

— Святость имеет различную силу, — поясняет наш собеседник. — Одно дело причаститься Тела и Крови Христовых, а другое — выпить стакан святой воды. Так и здесь: в отличие от крещенской вода с молебна не считается Великой агиасмой. Святость ее определяют различные молитвы. Крещенскую и богоявленскую можно пить только натощак, а воду, освященную на молебне, — в любое время. Их святость различна, а значит различно и действие на человека, — делает вывод магистр богословия. — В старину говорили, что если крещенской воды с утра попил, то до вечера на землю плевать нельзя.

Почему крещенская вода не портится весь год?


Священник Арсений Семенов:

— Это происходит благодаря благодатным свойствам, которые простая вода получает при схождении Божественной благодати через троекратное погружение в нее креста священнослужителем. На вкус она не отличается от обычной, и другие внешние ее свойства (прозрачность, температура) сохраняются. Отличается она только внутренним действием на человека. Поэтому относиться к ней нужно бережно, ведь, освящаясь, она не становится чем-то нетленным.

Светлана Медведева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.