Для многих читающих людей становление русской литературы связано с XIX веком, называемым «золотым». На самом же деле свое начало она берет от древнерусского письменного памятника — «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. Планку, заданную святителем, не уронили мастера русской словесности будущих поколений. Православие и литература — подборку вопросов на эту тему мы сегодня публикуем. Отвечает на них настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.
— Каково происхождение фразы Пушкина: «Нет истины там, где нет любви»? Что имелось в виду, ведь Александр Сергеевич не был религиозным человеком?
— В заметке «Александр Радищев», посвященной его книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Пушкин пишет: «Все прочли его книгу и забыли ее, несмотря на то, что в ней есть несколько благоразумных мыслей, несколько благонамеренных предположений, которые не имели никакой нужды быть облечены в бранчивые и напыщенные выражения и незаконно тиснуты в станках тайной типографии, с примесью пошлого и преступного пустословия. Они принесли бы истинную пользу, будучи представлены с большей искренностию и благоволением; ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви. 3 апреля 1836 г. СПб.» (ПСС, т. 7, Л., 1978. С. 246). Да, Александр Сергеевич не был глубоко религиозным, но Священное Писание, как всякий образованный человек его эпохи, разумеется, знал. Истина — это Христос. Он Сам говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Но Христос — Бог, а «Бог есть любовь…» (1 Ин 4:8). Апостол Иоанн Богослов говорит: «Кто не любит, тот не познал Бога» (там же). Значит, где нет любви, там нет Бога (Истины), а значит, нет и жизни, и это прекрасно понимал поэт.
— С детства привык к цитате из Достоевского «Красота спасет мир». Но как теперь, будучи уже верующим человеком, я должен относиться к этим словам? Как понимать их христианину, если он верит, что земная история закончится приходом антихриста и Страшным судом?
— Эта фраза из романа Федора Михайловича «Идиот» (1868) не случайно принадлежит князю Мышкину, в образе которого писатель представляет нам «положительно прекрасного человека» (в своих черновиках автор называет Мышкина «князь Христос», то есть князь Мышкин должен быть схож с Христом). Красота у Достоевского не внешнее свойство, а духовная составляющая жизни, красота души, некая сумма нравственных качеств. Речь идет, конечно, о земной жизни, в которой Господь и призывает нас к такой красоте. А когда придет время Страшного суда, будет ясно, кто и в какой степени этой красоты достиг при жизни.
— Как в свете христианского учения можно оценить «Демона» Лермонтова? Подозреваю, что не слишком положительно. Нужно ли читать поэму православным людям, хотя бы ради знакомства с классикой?
— Православному человеку можно читать все. Но при одном условии, условие это — твердая вера. В этом случае ему ничто не повредит, он сумеет отделить полезное от вредного. Христианство не система запретов, а Божественный кристалл, через который человек видит мир во всей его красоте. Конечно, нужно учитывать и уровень подготовки читателя. А запретами, на мой взгляд, ничего не добьешься. Некоторые ультраверующие предлагали мультик «Ну, погоди!» запретить, а еще и русские народные сказки, дескать, в них действует нечистая сила. Да, действует. Так она и в мире действует. Только его не запретишь. Учить читателя жить и не поддаваться темным силам — это задача художественной литературы, одна из задач. Поэма «Демон» многому научит вдумчивого читателя, и Михаил Юрьевич ярко показал, что может произойти с душой, поддавшейся на искушения. Разве это не наука? Так что читать Лермонтова надо не только ради знакомства с классикой, но и для пользы православного самосознания.
— Сыновья-подростки зачитываются произведениями Толкиена («Властелин колец», «Хоббит» и другие). Я тоже познакомилась с этими книгами, но впечатление они вызвали неоднозначное. Такое чувство, что зло в принципе сильнее добра. И то, что положительные герои одерживают победы, — это нонсенс, скорее, случайность. И дети это впитывают. Тем более сказочная форма повествования близка им, поэтому оказывает особенно сильное воздействие.
— Задача родителей — научить своих детей читать. Не просто составлять из букв слова, а быть способными понять идею произведения. Если мы и школа научим детей самостоятельно делать правильные мировоззренческие выводы, никакая книга им не повредит. Важно еще рекомендовать чтение, соответствующее возрасту. А в запретах толку нет — все равно они найдут возможность прочитать то, что прочли друзья — главный авторитет для подростков. Читайте вместе с детьми и объясняйте смысл книги, и реальный, и символический.
— Недавно в руки попали «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола», и прочитал, надо сказать, не без интереса. В этом сборнике западноевропейских средневековых легенд говорится о таинственном сосуде с кровью Иисуса Христа — чаше Грааля. Имеет ли под собой какое-то историческое основание появление этой сюжетной линии? Если нет, то допустима ли столь свободная интерпретация библейской истории?
— Поиски Святого Грааля — одна из основных тем средневековой западноевропейской литературы. Да и не только литературы. Существует множество легенд о происхождении Грааля, о его свойствах. Большинство этих легенд появилось в Средние века, но некоторые развиваются и в наши дни. Кто-то представляет Грааль в виде чаши Тайной Вечери, кто-то — в виде какого-то таинственного предмета. Есть мнение, что чаша Грааля — это состояние души, соединение человека с Богом, то есть найти Грааль значит достичь просветления. По одной из популярных в среде мистиков и оккультистов легенд, Святой Грааль имеет сразу две сущности: является «истинной кровью» или «королевской кровью» Христа и Его «потомков» и, одновременно, чашей, в которую была собрана пролитая Им кровь. Первым хранителем Грааля был, по легенде, Иосиф Аримафейский, член синедриона, тайный ученик Христа, который, согласно Евангелию, вместе с другим учеником Иисуса, Никодимом, похоронил тело Распятого в своем гробе. Легенд и преданий о Граале и его поисках существует великое множество, и они, между прочим, породили немало ересей. К православию эта тема не имеет никакого отношения и остается только увлекательным чтением о приключениях короля Артура, рыцарей Средних веков и современников — героев романов Питера Джеймса и Дэна Брауна.
— Как святые отцы относились к светской литературе?
— По-разному. Святые отцы — живые люди, причем люди своей эпохи, а литература во все века отражала мир современных людей и идей. Святой Василий Великий, например, рекомендовал читать светскую (тогда языческую) литературу. И сам, как известно, был широко образованным человеком. Когда-то и разделения на светскую и духовную не было. Во времена становления христианства на Руси все книги были духовными, в основном в греческом переводе. И мы люди разные — по образованию, воцерковленности, психологическому типу. Разве может быть единый рецепт? У святых отцов были разные мнения, и мы имеем полное право и свободу выбирать то, что нам ближе: что читать, что слушать, на что смотреть. Лишь бы на пользу душе было.
— Существует ли для верующего человека рубеж, когда он, скорее всего, перестанет интересоваться светскими книгами, а будет читать лишь духовную литературу?
— Такие люди есть. Мне их очень жаль.
Подготовила
Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.