В девяти заповедях блаженства, данных в Нагорной проповеди, Христос объяснил, какими должны быть люди, если желают обрести Царствие Божие. Далее Он уточняет, чего следует избегать, чтобы избавиться осуждения на предстоящем Суде Его. Господь приводит шесть противопоставлений: об убийстве и гневе, о прелюбодеянии и борьбе с соблазном, о разводе, о клятве, о непротивлении злу насилием и об отношении к врагам.
Примирение как жертва Богу
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф 5:21–22).
Из 10 заповедей, данных на Синае, шестая гласит: не убивай. По закону за умышленное убийство полагалась смерть, а совершивший неумышленное убийство подлежал суду (Чис 35:24), состоявшему из судей, избиравшихся евреями из своей среды в каждом месте их пребывания. Высшим судилищем, где рассматривались важнейшие преступления, главным образом против веры, стал со временем синедрион. Он заседал в Иерусалиме и состоял из 72 членов.
Давая новую заповедь, Христос не отменил ветхозаветной, основанной на вечном законе любви, так как, осуждая даже гневающегося, Он, несомненно, осуждал и убийцу. Кто достиг такого нравственного совершенства, что даже не гневается ни на кого, тот, конечно, и не убьет. Гнев уничтожается любовью, вражда преодолевается примирением.
Термин «рака» — арамейский. В греческом тексте Евангелия он приведен в оригинале без перевода и означает «пустой человек». А слово «безумный» — только по-гречески: буквально μωρός — «глупец» или «невежда». Оба эти слова не запрещены к употреблению в любом случае. Речь идет лишь о словах как выражении гнева и ненависти. Кстати, слово «безумный» во множественном числе находим в Евангелии в обращении Христа к фарисеям: «Безумные и слепые!» (Мф 23:17) в Его обличительной речи против книжников и фарисеев.
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5:23–24). Толкуя этот стих, святитель Иоанн Златоуст восклицает: «О, благость! О, неизреченное человеколюбие. Господь повелевает, чтобы поклонение Ему оставлялось вследствие требований любви к ближнему… Пусть, говорит Он, прервется служение Мне, только бы сохранилась твоя любовь, потому что и то — жертва, когда кто примиряется с братом. Потому-то Он не говорит: примирись по принесении, или прежде принесения дара, но посылает примириться с братом, когда дар лежит перед жертвенником и жертвоприношение уже начато». Митрополит Иларион (Алфеев) в своем толковании Четвероевангелия обращает внимание на то, что Господь употребляет как здесь, так и в других случаях слово «брат» в значении «ближний». Он пишет: «Вся сфера взаимоотношений между людьми описывается с использованием «семейной» терминологии: все люди представлены как единая семья».
Самое дорогое
Возвышая седьмую синайскую заповедь, Спаситель учит, что не только внешнее действие есть преступление, но и внутреннее состояние: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:27–28). Господь говорит здесь о грехе мужчины, но совершенно понятно, что то же самое относится и к женщине.
«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф 5:29). Речь очевидно иносказательная и не может быть понимаема буквально. «Спаситель, — говорит Златоуст, — произнес означенные слова не о членах. Он нигде не осуждает плоти, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, но через него ум и сердце. Если бы Христос говорил о членах, то не об одном бы глазе сказал, и при том не о правом только, но об обоих».
Правый глаз и правая рука — одни из самых необходимых органов нашего тела и служат здесь символами всего драгоценного для нас, которым мы должны пожертвовать ради того, чтобы искоренить страсти. В выражении «а не все тело твое было ввержено в геенну» под телом нужно понимать всего человека — и тело, и душу, со всеми ее стремлениями и пожеланиями.
«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф 5:31–32). По причине неясной формулировки в законе о разводе у евреев существовали разные мнения по этому вопросу. На практике муж пользовался правом отпустить свою жену по своему усмотрению. Он мог это сделать когда хотел, под самым пустым предлогом, не нарушая по букве закон Моисеев. Спаситель возводит брак к смыслу его первоначального установления Богом, объясняя, что можно разводиться с женою только по причине прелюбодеяния, так как эта вина сама по себе уже расторгает единство супругов.
Подготовил иерей Иоанн Евдокимов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.