Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Андрей Елисов: «Учитель должен сам быть духовным человеком»
17:11, 19 марта 2013

Андрей Елисов: «Учитель должен сам быть духовным человеком»

Традиционно учитель в России был не просто специалистом в области определенных наук, но прежде всего наставником в жизни. Ведь у вечных общечеловеческих, нравственных вопросов, которые он помогает решать своим воспитанникам, нет ни предметных, ни временных, ни иных границ. Именно такие вопросы горячо обсуждаются на уроках заслуженного учителя России Андрея Елисова, преподавателя истории и основ православной культуры средней общеобразовательной школы села Саваслейка Кулебакского района Нижегородской области.

За последние годы с его уникальным опытом ознакомились школьники и преподаватели учебных заведений разных городов России, куда педагога постоянно приглашают провести уроки и мастер-классы. Владивосток, Тула, Москва, приморские города Арсеньев, Артем, Спасск-Дальний, Фокино, Уссурийск — вот далеко не полный перечень мест, где он побывал. Его преподавательская деятельность неизменно получает высокую оценку экспертов и коллег, которые признаются, что поражены мощью его личности и духовной силой. В разное время он был победителем конкурсов «Серафимовский учитель», «Учитель года», «За нравственный подвиг учителя». Мы побеседовали с Андреем Владимировичем о секретах духовной педагогики и о главном в жизни верующего человека.

— Вашу методику преподавания берут на вооружение педагоги из разных регионов России. Как вам удается сделать предмет «Основы православной культуры» таким интересным не только для детей, но и для взрослых?

— Урок обязательно будет интересным, если он пройдет в формате искреннего диалога, если учитель будет вести с учениками беседу о важных вопросах жизни, а вера, религия именно к таковым и относятся. И если педагог сам человек верующий, он легко найдет много интересных и животрепещущих тем из области религии.

Никто не будет спорить с утверждением, что одной из таких тем является, например, феномен чуда. И как показывает опыт, одинаково заинтересованно и горячо о чуде слушают и рассуждают как дети на уроках, так и взрослые педагоги на моих мастер-классах. Многие из них впервые узнают об уникальных событиях христианской жизни, которые насчитывают многолетнюю и даже многовековую историю.

Например, я рассказываю о чуде, которое на протяжении столетий каждый год происходит на греческом острове Кефалония, в одной из деревень в его восточной части. В праздник Успения Пресвятой Богородицы в местный храм, где находится древняя чудотворная икона Богородицы Панагия Федуса, сползаются со всей округи небольшие ядовитые змейки с черными крестиками на головах. Они остаются в храме на время Божественной литургии и ведут себя совершенно как ручные, ползая по людям и иконам и не причиняя им никакого вреда. Причем наибольшее внимание эти змеи уделяют именно чудотворной иконе. Никто не знает, где они прячутся круглый год, откуда выползают и куда деваются по завершении праздника.

Приезжавшие на остров французские ученые так и не смогли определить, к какому виду относятся эти змеи. Интересно, что в те годы, когда змеи не спускались с гор, на острове происходили засуха, сильные землетрясения и другие катастрофы. Как говорят местные жители, это змеи Пресвятой Богородицы, их можно брать в руки, и они, как котята, лижут руки людям.

Появление этих змей не случайно. Когда-то икона Панагия Федуса была чудесным образом обретена в соседнем с деревней лесу — местные жители увидели, что лес горит, и бросились бороться с пожаром. Однако на месте обнаружили только одно сгоревшее дерево, а под ним абсолютно не тронутую огнем икону Богородицы. Спустя некоторое время здесь был построен храм, рядом с которым постепенно образовался женский монастырь.

Найденная икона стала считаться чудотворной после одного случая, когда на острове появились пираты. В тот день практически все мужское население отправилось в горы, и монахини не могли надеяться на чью-либо защиту. Когда пираты стали ломиться в двери, отчаявшиеся монахини встали перед иконой Божией Матери и начали молить Ее о помощи. Ворвавшиеся в монастырь пираты увидели лишь скопище змей. Куда подевались монахини, так никто и не понял. Представляете, что с тех пор практически каждый год Пресвятая Богородица прославляет свою обитель и смиренных насельниц! И когда я показываю детям и взрослым видеоматериалы об этом чуде, никто из них не может остаться равнодушным — это чудо в каждом сердце сеет семена веры.

— У нас в России чудес тоже происходит немало, но не все о них знают, а значит, не всем открывается безбрежное пространство веры.

— Конечно, верующие, да и просто чуткие люди встречаются с подобными чудесами постоянно. Например, удивительное чудо произошло несколько лет назад в Городце, когда внутри срубленного дерева было обнаружено нерукотворное изображение распятия. Люди принесли это необычное полено в один из центральных храмов Городца, и оно до сих пор там находится как святыня.

Но гораздо важнее понять, что является главным содержанием чуда — само полено или благоговейное отношение к нему со стороны людей, возгревание веры во Христа в сердцах человеческих через это чудо. Потому что чудо не обязательно должно быть, скажем так, с религиозной, мистической подоплекой.

Разве не является чудом, например, событие, произошедшее на одной из Паралимпиад в Америке, когда ее участники, люди с ограниченными возможностями, отказались от борьбы за победу ради помощи ослабевшему соратнику? Они все находились на одной дистанции, и когда один из них упал, потеряв силы, остальные прервали движение, подняли и приласкали его, и лишь после этого, обнявшись, все вместе пошли к финишу. Так в чем же смысл чуда вообще? И где главное чудо — в полене, змеях, приползших в храм, или в том, что произошло среди паралимпийцев?

На уроках и мастер-классах по основам православной культуры мы как раз рассуждаем с учениками и педагогами о том, для чего человеку даются подобного рода деяния и знаки? И приходим к общему мнению, что, конечно, для укрепления веры верующих и приведения к вере неверующих. Но есть много привычных вещей, которые можно смело назвать чудом.

Разве не чудо, когда трава, которую ест корова, преобразуется в молоко? Нектар растений, который употребляет пчела, становится медом? Забота Господа о нас на земле — разве не чудо?.. Но самое главное чудо в жизни христианина, которое происходит на каждой Божественной литургии в храме, — это превращение освященных хлеба и вина в Кровь и Плоть Христовы. Это то, ради чего наш Спаситель пришел на землю и претерпел крестную смерть, а через три дня воскрес.

— Какие впечатления выносите вы из своих поездок и выступлений?

— Каждый раз убеждаюсь, что курс «Основы православной культуры», который я веду, может сильно повлиять на мировоззрение учеников. Например, во Владивостоке, который я посетил уже четыре раза, после урока один ученик заявил, что у него изменилось представление о священстве к лучшему. А в Уссурийске одна десятиклассница сказала, что урок помог ей критически оценить ее атеистические взгляды, и она будет их пересматривать.

И главное — на следующий день ко мне подходили родители учеников и благодарили за проведенные занятия. И это притом что участниками наших встреч были как воцерковленные люди, так и невоцерковленные. Но все они после общения уносили с собой уверенность в необходимости духовно-нравственного воспитания. Вообще мне показалось, что люди, живущие на Дальнем Востоке, на острие нашей границы, более качественно верующие. И мои приезды туда были более необходимы, чем, может быть, в другие города.

Незаменимый опыт духовного общения с неравнодушными людьми, взаимного обогащения я также приобрел во время работы на теплоходах фирмы «Волга-флот-тур» и компании «Водоход». С 2007 года мне предоставили возможность во время летних круизов проводить с туристами — взрослыми и детьми — беседы на духовно-нравственные темы с художественно-публицистическим уклоном в режиме мастер-классов.

В ходе многочисленных поездок по нашей стране я убедился, как необходимо людям такое общение, как нужны педагоги, которые могут поделиться методическим опытом по вопросам духовно-нравственного воспитания. И я стал писать об этом книги, которые очень востребованы как учителями, так и детьми, и родителями. Одну из книг у меня позаимствовали в Дальневосточной митрополии, чтобы издать для читателей своего региона. Кстати, с целью популяризации опыта я очень активно использую интернет-ресурсы: у меня работает личный сайт «Притчи Андрея Елисова», личная страница «Вконтакте».

Я бы так сформулировал задачи учителя: он должен нести нравственность детям сам лично, через предмет и через методику. Главное — чтобы духовно-нравственное воспитание переросло в мотив, как говорит архимандрит Киприан (Ященко), декан педагогического факультета Православного гуманитарного Свято-Тихоновского университета.

Беседовала Светлана Высоцкая