Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Андрей Клишас: «Если в семье живет любовь, то ей не нужны социальные институты»
14:41, 17 июля 2013

Андрей Клишас: «Если в семье живет любовь, то ей не нужны социальные институты»

В первые июльские дни Нижегородскую область с рабочей поездкой посетил председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас. Сенатор встретился с представителями общественных и религиозных объединений области, вместе с митрополитом Георгием побывал в детском приюте при Макарьевском монастыре, а слушателям радио «Образ» в просветительском центре «Глагол» рассказал об актуальных законодательных инициативах.

— Андрей Александрович, мне хотелось бы затронуть две темы, которые волнуют наших слушателей. Первая — закон о защите прав верующих. Как вы эту инициативу воспринимаете? Как этот закон может реально действовать?

— В средствах массовой информации этот закон обычно называют законом о защите чувств верующих. Но давайте все-таки определимся, чувства ли он защищает. Мне кажется, что это название не очень удачно само по себе. К тому же я был автором ряда поправок в этот закон, и я же, собственно говоря, докладывал его на пленарном заседании Совета Федерации, потому что он относится к компетенции комитета, который я возглавляю.

Так вот, в чем его суть? Закон вводит специальный состав преступлений — состав с квалифицирующими признаками, который направлен на то, чтобы защитить права граждан, связанные с отправлением религиозного культа, и в том числе права граждан, которые не исповедуют никакую религию. Согласно тексту принятой поправки закон защищает, собственно говоря, не чувства как таковые, а положение статьи 28 Конституции — положение, которое устанавливает свободу совести и вероисповедания. Статья 28 говорит о праве людей исповедовать какую-то религию либо не исповедовать никакой. И те положения закона так, как они сегодня сформулированы, по сути позволяют защитить эти права и свободы.

Когда мы вводим новые составы в Уголовный кодекс, всегда очень важно определить, что является объектом посягательства со стороны лица, совершающего противоправные действия, и что является объектом охраны со стороны государства. Потому что после сообщений некоторых СМИ люди задают одни и те же вопросы: чувства — это что такое? как их можно охранять, оскорбить? Я даже смотрел программы, в которых спрашивали, был ли оскорблен Христос во время известных евангельских событий в Палестине. Вы знаете, все это не имеет никакого отношения к закону. Необходимо очень четко понимать, что законодателю — а у нас светское государство — в общем-то, безразлично, как к этому закону относятся атеисты, или Православная Церковь, или исламские организации, или представители других конфессий.

В силу особой общественной опасности, которую приобрели деяния, связанные с посягательством на объекты религиозного культа (мы все знаем, о каких событиях, о каких случаях идет речь), государство, законодатели и принимают решение, что данные права и свободы требуют специальной защиты, в том числе защиты с помощью уголовно-правовой репрессии. Это право государства — установить такие нормы в Уголовном кодексе.

Как ситуация выглядела до принятия закона? Давайте посмотрим, что всетаки изменилось. Ведь известные деятельницы, которые оскорбляли храмы в Москве — не только Храм Христа Спасителя, но и Елоховский собор, — они же были осуждены. До принятия этого закона посягательство на сооружения, которые носят культовый характер, мы вынуждены были квалифицировать по статье «хулиганство». Но, с точки зрения теории уголовного права, хулиганство — это деяние, при котором нам безразличны мотивы лица, его совершающего.

Что нас не устраивает здесь как законодателей? Почему было принято решение ввести специальный состав? Потому что по этой категории деяний как раз принципиальным является мотив — намерение оскорбить религиозное чувство людей, воспрепятствовать осуществлению культа. Это существенное обстоятельство с точки зрения уголовного права.

Таким образом, государство не идет на поводу у какой-то религиозной организации. Более того: может быть, Церковь или отдельные церковные деятели хотели бы, чтобы потихонечку эта тема сошла на нет, потому что, к сожалению, очень много необоснованных обвинений выдвигается против Церкви или церковных иерархов. Но государство действует, охраняя конституционные права и свободы и никоим образом не защищая ту или иную конфессию. Объективно этот закон должен способствовать тому, чтобы такого рода противоправные деяния пресечь, потому что, конечно, превентивный характер этой нормы, я думаю, очевиден.

— Перейдем ко второму вопросу. В православной среде огромное число мам, которые, скажем, не делают ребенку прививки или воспитывают его не в государственных, а в частных школах. Когда они звонят в эфир, за их эмоциональными высказываниями стоит фраза «ювенальная юстиция». Они боятся, что их семью будут трактовать как несоответствующую каким-то стандартам, нормам. Эти мамы говорят: еще чуть-чуть, и у нас будет ювенальная юстиция. Что нам делать, куда бежать?

— Этому вопросу мы посвящали специальный эфир программы «Парламентский час» на канале «Россия-24».

Вопрос, конечно, очень злободневный. Я вам скажу следующее: правильно люди боятся. Этого нужно бояться. Но сегодня позиция законодателей, позиция Совета Федерации и комитетов — как нашего, так и комитетов по образованию, по культуре — очень четкая: ювенальной юстиции в России быть не может. Это институт, который совершенно не свойствен нашей правовой системе. Это институт, который в той форме, как он внедряется в ряде государств, служит разрушению традиционных семейных ценностей.

Конечно же, права ребенка нужно защищать. И, кстати, законодатель сделал для этого достаточно много в последнее время. Но никто не защитит права ребенка лучше, чем родители. И когда мы защищаем права ребенка, то первое право, которое необходимо защитить, — это право ребенка жить в полноценной нормальной семье. Все остальное — как ребенка воспитывают, прививают ли какие-то религиозные ценности либо воспитывают атеистически, делают прививки или отказываются от них, если такой выбор у родителей есть, в какую школу ребенок ходит, как одевается, какую ест пищу, исходя из культурных и исторических традиций семьи, — это определяют родители. К совершеннолетнему возрасту у человека формируется система взглядов, и тогда он сможет сам определить свою жизнь и свои права. Но когда мы говорим о защите прав ребенка, в первую очередь мы должны говорить о защите права ребенка жить в полноценной семье.

Ювенальная юстиция — это механизм, который позволяет изымать детей из семьи, навязывать родителям чуждые ценности, исповедуемые иными социальными группами. И такого рода норм в российском законодательстве нет и не будет. По крайней мере, нынешний состав Совета Федерации, да и, я уверен, нынешний состав депутатов Госдумы никогда не примут таких законов.

Вот продается в магазине нож, им можно нарезать к обеду хлеб, а можно схватить этот нож и пойти нанести увечья гражданину. Право — это очень тонкий инструмент, им нужно очень умело и грамотно пользоваться. Тем более когда мы даем социальным институтам государства возможность как-то влиять на судьбу детей.

Первое, что они должны сделать — это определить цель: для чего они задействуют правовые механизмы защиты прав ребенка? Так вот, цель у них должна быть одна: укрепление полноценной семьи, где ребенок наилучшим образом защищен. И никто никогда не сможет этого опровергнуть. Повторюсь: родители наилучшим образом защитят своего ребенка, обеспечат его права. А если они этого сделать не могут по каким-то причинам, то государство обязано им помогать, а не наказывать ребенка повторно, изымая его из семьи и помещая в специальные детские учреждения.

— У вас растут дети. А сложилось ли понимание, в чем секрет или рецепт внутрисемейного счастья? Что для него нужно?

— В семье ничего не нужно, кроме любви. Взаимной. Все остальное — споры, разногласия, сложности — уходят, если люди правильно к ним относятся, если понимают, что все это преходяще. Любовь, которая зарождается между людьми, которая дает нам детей и делает нас малой Церковью, должна жить в сердце каждого. И тогда семьи будут крепкими и дети будут счастливыми, и не нужны будут никакие специальные институты типа ювенальной юстиции. Дети просто будут любить своих родителей и расти полноценными гражданами нашей страны.

Беседовала Анастасия Иванова
Подготовила к печати Ольга Схиртладзе

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.