Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > К духовному размышлению > Апокалипсис: вчера, сегодня, завтра
«Ведомости Нижегородской митрополии» 16 (124) 16:54, 30 августа 2017

Апокалипсис: вчера, сегодня, завтра

Не прошло и года с тех пор, как спекулировали именем святой блаженной Матроны, якобы предсказавшей конец света в феврале 2017 года, как новый источник, уже из псевдонаучных кругов, называет очередную ближайшую дату. Американский ученый Дэвид Мид утверждает, что в октябре этого года Земля погибнет при столкновении с другой планетой. А кто-то сочувственно поддакивает, мол, посмотрите, что стало с климатом — это тоже косвенный признак. Как относится христианская Церковь, в частности, Православная, к концу света? Будет ли он, согласно ее учению? Разберемся, опираясь на Священное Писание.

Не даты, а признаки

Мнение, что мир, в котором мы живем, не вечен и когда-нибудь погибнет, свойственно мировоззрению различных народов во все века. Однако с наступлением третьего тысячелетия идея скорого конца света получила исключительную популярность. Дата за датой, «разочарование» за «разочарованием». Вот уже две тысячи лет назад апостол Иоанн Богослов сказал: «Дети! Последнее время» (1 Ин 2:18). Имеют ли слова апостола отношение к реальному времени окончания человеческой истории? Что из всего этого следует? Конца света не будет? Будет, разумеется. Все имеет свое начало и свой конец. Но любой человек, называющий дату конца света, находится, по словам председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимира Легойды, «вне христианской логики». Этого замечания вполне могло бы хватить для обозначения позиции Церкви в данном вопросе. Но все же, думается, следует пояснить некоторые моменты эсхатологического учения Православной Церкви. Так о какой христианской логике идет речь?

«…И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их…» (Мф 24:29–31). В Священном Писании о конце света говорится много и подробно. И в Ветхом Завете — почти все ветхозаветные пророки свидетельствуют о Дне Господнем, и в Новом — слова Господа Иисуса Христа о конце мира, которые Он говорил ученикам на горе Елеонской, почти одинаково зафиксированы в Евангелиях от Матфея и от Луки.

С приходом Господа Иисуса Христа начинают исполняться пророчества Ветхого Завета о последних днях — наступает суд над миром, которого с трепетом и надеждой ожидали пророки.

Господь говорит о том, что конец мира ознаменуется пришествием Христа в славе и будет явлено всем людям: «ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» (Лк 17:24). Но прежде этого времени человечество ожидают многочисленные бедствия и вражда против верных. Важнейшая черта последних дней, которую называет ученикам Христос, — Его Евангелие будет проповедано во всех народах, так что все люди услышат о Нем и получат возможность призвать имя Господне. Лжехристы и лжепророки будут пытаться увлечь людей за собой, и только верность и упование на Бога помогут избранным претерпеть эти страшные времена.

И вот что примечательно: Христос говорит ученикам, что, хотя время наступления конца мира определено, никто, кроме Небесного Отца, не знает о том дне и часе. Суд будет неожиданностью, к которой нельзя подготовиться заранее: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24:36). Поэтому Христос заповедует ученикам бодрствовать и всегда быть готовыми к наступлению конца: «если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф 24:43–44).

Евангелист Иоанн дополняет Луку и Матфея. Он приводит слова Христа о том, что суд уже начался, и Слово Христа до последнего дня будет судить людей. Кроме того, Христос говорит, что конец мира будет связан с воскресением мертвых; для одних оно будет дверью в жизнь, а для других — в погибель. Люди всех народов будут судиться по тому, как они поступали по отношению к другим: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40). Милосердие к ближнему и сделанное людям добро являются главным критерием, определяющим вечную судьбу людей.

Катастрофы — социальная и физическая

Продолжая сказанное Христом о признаках последних дней, апостол Павел дополняет это словами о том, что в последние времена в мире появится в человеческом образе враг Божий, Антихрист, который попытается увлечь людей за собой: «…человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес 2:3–4).

Апостол возвещает также, что в День Господень не только воскреснут мертвые, но и оставшиеся в живых, «изменившись», встретят Господа: «…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес 4:16–17).

Апостол же Петр говорит о конце мира как о вселенской катастрофе. То, что сроки наступления конца отложены, он считает проявлением милости и долготерпения Бога, дающего людям возможность обратиться и уверовать. «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет 3:9–10).

С библейскими пророчествами о конце света и Страшном Суде чаще всего связывают заключительную книгу Нового Завета — Апокалипсис апостола Иоанна Богослова. Его видения на острове Патмос, описанные им в этой книге, действительно рассказывают о судьбах Церкви Христовой и всего человечества, но не простым языком, а символическим. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр 21:1–5). В обновленном творении («новое небо и новая земля»), говорит апостол, Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. «И смерти не будет уже» — вот чем отличается христианская эсхатология от прочих. Конец мира — это начало нового Божественного творения: «Се творю все новое».

Вот почему христиане не боятся конца света, зная, что он наступит в свое время. А чего же, действительно, бояться, ведь если ты жил по-христиански, то тебе встреча со Христом — радость, праздник, к которому ты стремился всю жизнь. А что касается «страшилок», так тут стоит вспомнить совет апостола: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим 4:7).

Легенды, расчеты и христианская логика

Если мировые религии в своей эсхатологии не называют точных дат, то совсем иное дело — представители псевдонауки, сект, оккультных учений, деструктивных культов и т.п.

Конец света на самых разных основаниях предсказывается часто, давно, и дата его прихода теряется в годах четвертого тысячелетия (3797 год указан Нострадамусом в «Письме сыну Цезарю»). Причины тоже различными предсказателями указываются разные: от технических, астрономических, экологических до научно-фантастических и, конечно же, богословских. Руку к этому приложили не только Мишель де Нотр­дам, но и Исаак Ньютон (его дата — 2060 год, согласно вычислениям по Книге пророка Даниила). А еще — румынский прорицатель Арсений, сибирский «лжехристос» Виссарион и японец Асахара, лидер секты Аум Сенрикё. И много-много других.

Уильям Миллер и его последователи назвали точную дату последнего дня — сначала в 1843 году, а потом в 1844‑м, «Общество исследователей Библии» Чарльза Рассела — в 1874‑м, позже в 1914‑м, 1915‑м,1916 годах, адепты секты «Красная смерть» — в 1900‑м, лидер будущих «Свидетелей Иеговы» Джозеф Рутерфорд — в 1918‑м, а затем в 1925 году. Американский врач-«контактер» Чарльз Лаугхед предсказал ее в 1954 году, а индийские астрологи — в 1962‑м. Датская секта «Церковь Ортон Дана Андерса Йенсена» ожидала конец света в 1967 году, бахаисты – в 1980-м, южнокорейская церковь тами Ли Янг Лима — в 1992‑м, а на 1993‑й назначил день Страшного Суда Юрий Кривоногов, один из лидеров печально-знаменитого «Великого Белого Братства ЮСМАЛОС», нашей российской доморощенной секты.

Благодаря течению «нью-эйдж» («Новая эра»), точнее, текстам его адептов, а также роману небезызвестного Дэна Брауна «Утраченный символ» и фильму-катастрофе Роланда Эмериха «2012» долгое время в массовой культуре муссировались пророчества майя с якобы указанием на точную дату конца — 21 декабря 2012 года. К счастью, это время уже прошло. А красивая легенда осталась: ведется счет всем человеческим грехам на земле, которые заполняют огромный глиняный сосуд. Вместе с грехами собираются и слезы, пролитые на земле из-за содеянного зла.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.