Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Свет творчества > «Авлос» поет а капелла
«Ведомости Нижегородской митрополии» №24 (222) 19:50, 29 декабря 2021

«Авлос» поет а капелла

Музыкальное просвещение для детей и не только

Когда слышишь эти голоса, душа наполняется светом. Льются звуки, а покой и радость входят в сердце. Шторм недоумений и проблем уходит — воцаряется тишь. «Авлос» поет… Этот вокальный квартет не так давно появился на нижегородском музыкальном небосклоне, и сегодня у нас в гостях продюсер молодого коллектива Николай Худин.

— Здравствуйте, Николай. Скажите, когда возник ваш вокальный квартет и какой целью задавались его участники, создавая коллектив?

— Ансамбль образовался в марте 2021 года в целях популяризации вокального искусства а капелла. Изначально — среди детей, воспитанников православных гимназий Нижнего Новгорода. Но в процессе нашей деятельности мы поняли, что хорошо было бы продвигать это искусство более широко. И решили начать концертную деятельность.

— Почему именно а капелла?

— Оно (как, собственно, и классичес­кое вокальное искусство) нуждается в трансляции в каждом поколении. Это бесценное культурное наследие, которое должно передаваться. И мы решили выступить своеобразным ретранслятором великих произведений. Чтобы дети знали, как развивалось искусство, что давало ему каждое поколение музыкантов. Ведь а капелла — это очень красиво. В то же время это один из самых сложных для воспроизведения видов певческого искусства. Он требует огромного мастерства, сосредоточенности во время исполнения. И каждый певец должен обладать прекрасным голосом. Иначе результат будет совсем не таков, каким должен быть. Без инструментального сопровождения петь труднее, потому что для правильного интонирования певцы могут использовать только свой разум и опыт, без подсказок от вспомогательных средств в виде гитары или пианино, где ноты разделены ладами или клавишами.

— У квартета необычное название — «Авлос». Что означает это слово?

— Когда меня пригласили работать с коллективом, он назывался «Орфей». Я поискал в интернете, и «Орфеев» оказалось очень много. А хотелось иметь уникальное название, которое, конечно же, должно было быть связано с музыкальной тематикой. Кто-то предложил «Авлос». Это древний музыкальный инструмент, который придумали в античной Греции. Сейчас на нем мало кто играет, но окончательно он не забыт. Есть даже мастера, которые изготавливают авлосы из кости или дерева. Авлос — прародитель современных духовых инструментов: гобоя, флейты, дудки. Мы решили, что такое название подойдет нашему ансамблю.

— То есть авлос — это ушедшее искусство, и вы, как я понимаю, не хотите, чтобы его судьбу повторил такой вокальный жанр, как а капелла.

— По большому счету, да. Авлос чем-то сродни латыни. Из общего употребления этот язык ушел, но в определенных сферах он используется. Так и игра на авлосе. Кто-то на нем все-таки играет, но в целом это уходящая культура. Не хотелось бы, чтобы искусство а капелла ушло. Это представляется мне маловероятным, хотя а капелла уже не так широко присутствует в музыкальном мире, как в XIX или XX веках. Так поют сейчас значительно меньше. Это искусство пережило много кризисов в ходе своего развития. С течением времени оно то забывалось, то опять входило в моду. Естественно, изначально, до изобретения музыкальных инструментов, пели только а капелла. Сейчас наступил очередной период снижения общественного интереса к этому направлению, и «Авлос» в меру своих сил стремится изменить ситуацию.

— Расскажите, пожалуйста, об участниках квартета.

— Все ребята — с консерваторским образованием, каждый обладает уникальным голосом. И все они поют на клиросе. Трое — в Старопечерской церкви, один — в Александро-Невском соборе. Их можно услышать и в других храмах города. Кроме того, они солисты камерного хора «Нижний Новгород». Это один из самых именитых хоровых коллективов не только нашего города, его хорошо знают в России.

Представлю участников нашего квартета. Дмитрий Ситников — бас, обладатель глубокого тембра и один из самых опытных участников коллектива. Ольга Федянцева — художественный руководитель коллектива, регент. У Ольги очень яркий сопрано, она эффектно преподносит произведения, ставшие нашей визитной карточкой. Дина Клишина, меццо-сопрано с теплым и мягким звучанием, исполняет партии альта. Сергей Горбунов — лирический тенор с невероятной способностью передавать эмоцию произведения.

— Я знаю, что вы профессионально занимаетесь поддержкой различных музыкальных коллективов, и «Авлос» не первый ансамбль, который вы продюсируете. Какое впечатление он произвел в начале совместной работы?

— Я сразу почувствовал, что это один из самых сильных ансамблей, с которыми мне доводилось работать. И в плане понимания глубины музыкального пространства, и с точки зрения техники исполнения. Каждый из участников сам по себе один из лучших исполнителей в городе, а вместе — тем более.

— К моменту вашего прихода в коллектив репертуар уже был сформирован, или вы вместе начали определять его заново?

— Репертуар меняется, он достаточно подвижен. Поскольку выступаем в разных аудиториях, стараемся привнести что-то новое. Но есть основа репертуа­ра. Это те вокальные композиции, которые выложены на нашей странице «ВКонтакте». «Авлос» исполняет классические и духовные произведения. В обычной программе их, как правило, поровну. Допустим, если мы идем в православную гимназию в преддверии какого-то праздника, то знакомим ребят с песно­пениями, посвященными ему. И еще исполняем классические произведения, которые задевают струны души, призывают к добру, учат нравственности. Для детей очень важно знать такие произведения, не только в плане расширения кругозора, а именно для прикосновения к истинно прекрасному, способствующему духовному возрастанию человека.

К основе нашего репертуара можно отнести арию из сюиты №3 ре мажор Баха, «Верую» Александра Флярковского, «О, Всепетая!» Георгия Григорьева на стихи святителя Николая Сербского. Эти произведения и наши любимые, и у слушателей они всегда вызывают большой отклик.

«Авлос» очень любит исполнять произведения эпохи Ренессанса. Например, композиторов Пьера Пассеро и Орландо ди Лассо. Это французские авторы, прародители жанра «шансон», но не в современном его понимании. Французский шансон не связан с тюремной романтикой, это просто жанр городской песни.

— Вы сказали, что выступаете для детской аудитории. Услышать «Авлос» можно только в православных гимназиях? Как реагируют дети на ваши выступления?

— Просветительская деятельность среди детей, молодежи, людей пожилого возраста для нас основная. Мы выступаем не только в православных гимназиях — в светских учебных заведениях тоже. Поем для старшеклассников и среднего звена. Для многих ребят такая музыка непривычна, многие впервые слышат подобные произведения. Кому-то нравится, кому-то нет. Но познакомиться с действительно хорошей музыкой полезно любому. Мы надеемся, что в головах и сердцах юных зрителей (даже тех, кто остался равнодушен к нашим выступлениям) что-то останется, ляжет на подсознание и, может быть, когда-нибудь проявит себя.

— 3 января в историческом здании Нижегородского дворянского собрания на Большой Покровской состоится сольный концерт квартета «Авлос». Это, по сути, дебютное выступление на широкую публику. Что услышат зрители?

— Мы подготовили программу, которая насыщена визуальными образами (она будет проходить с медиасопровождением), и, естественно, мастерским исполнением произведений. В концерте будет два отделения. В начале первого — духовные, богослужебные песнопения. Затем — постепенное углубление в музыкальный мир различных эпох: мы представим музыку разных времен и стран. Там будет и Ренессанс, и барокко, и классика. Второе отделение будет полностью посвящено рождественским песнопениям и народным песням: русским и других народов. Закончиться концерт должен в благоговейной атмосфере ожидания праздника Рождества Христова. Так мы задумали. Надеемся, Господь нам поможет.

Беседовала Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.