Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Дни православной книги > «Аз, Григорий диакон, написах Евангелие»
«Ведомости Нижегородской митрополии» №5 (227) 20:55, 11 марта 2022

«Аз, Григорий диакон, написах Евангелие»

По страницам старинных книг

Рукописные книги, служившие для совершения богослужений и просвещения народа, получили распространение со времени Крещения Руси. Главная роль отводилась Евангелию, на тексты которого, по оценкам некоторых ученых, приходилось до 30 процентов всех рукописей того времени. Об этом и других интересных фактах рассказали сотрудники Нижегородской научной областной библио­теки имени В. И. Ленина Анна Марьева и Алла Орлова, которые продемонстрировали уникальные издания, хранящиеся в отделе редких книг и рукописей.

Уникальный памятник письменности

Заведующая отделом Анна Марьева рассказывает о факсимильном издании Остромирова Евангелия 1883 года, отпечатанного на средства петербуржского купца Ильи Савенкова:

— Книга была очень востребована: она распространялась по учебным заведениям Российской империи и считалась хрестоматией по изучению старославянского языка. После установления советской власти книги из «старорежимных» гимназий и институтов, в том числе нижегородских, попали в библиотечные и музейные фонды, что обеспечило их сохранность. Благодаря этому мы можем увидеть Остромирово Евангелие второй половины XIX столетия. Интересно, что издатели постарались передать особенности оригинала середины XI века: иллюстрации, начертание букв, даже цвет страниц подобрали похожий на пергамент первоисточника.

Остромирово Евангелие — памятник уникальный во многих отношениях. Являясь древнейшей известной рукописной книгой, оно дошло до наших дней в полном объеме, тогда как большинство других рукописей XI столетия фрагментарно.

Что характерно, тексты этого Евангелия изложены в соответствии с годичным богослужебным кругом, начиная с праздника Пасхи. Они размещены на пергаменте в два столбца, причем размер букв к концу рукописи возрастает с пяти до семи миллиметров. Еще одна примечательная деталь: в месяцеслове Евангелия содержатся имена святых не только Восточной, но и Западной Церкви.

Известно, что книга, возраст которой насчитывает без малого 1000 лет, была написана диаконом Григорием для богатого новгородского посадника Остромира — об этом свидетельствует запись, сделанная в рукописи. Работал отец Григорий семь месяцев.

Евангелие находилось в Софийском соборе Новгорода Великого, затем его перевезли в Москву, а после в новую строящуюся столицу — Санкт-Петербург. На какое-то время след рукописи теряется, и обнаруживают ее только в 1805 году, среди вещей покойной Екатерины II.

Император Александр I передал Евангелие в Императорскую публичную библио­теку — ныне Российскую нацио­нальную библиотеку, где оно находится до сих пор.

В 1932 году на литературный памятник было совершено «покушение»: водопроводчик, пришедший в библиотеку, разбил витрину и забрал ценный оклад издания, закинув книгу на шкаф. Ее нашли, но отреставрировали только в 1955 году, когда Остромирову Евангелию исполнилось 900 лет. На сайте РНБ есть оцифрованный вариант издания.

Чтобы рукописи не горели

Традиционно книги духовного содержания получали богатое украшение: это касается и внешнего вида, и иллюстраций. Библиотекарь отдела редких книг и рукописей Нижегородской научной областной библиотеки имени В. И. Ленина Алла Орлова показывает рукописное Евангелие рубежа XV–XVI веков. В начале глав помещены цветные орнаментированные заставки. Несмотря на почтенный возраст издания, изображения до сих пор не потускнели.

— Мы видим заставку нововизантийского стиля, отличавшегося особой пышностью и нарядностью, — поясняет Алла Алексеевна. — Каждое из четырех Евангелий начинается с заставки, а сам текст — с буквицы, то есть большой, красиво оформленной первой буквы. При ее оформлении также использован растительный орнамент. Еще один элемент оформления древнерусской рукописной книги — вязь, представляющая собой тип декоративного кириллического письма, в котором буквы сближаются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент. Вязью чаще всего оформляли заголовки, и писалась она красной краской — киноварью.

Рукописные и печатные книги на Руси стоили больших денег. На пергамент (специально выделанная кожа) для одной из них могло пойти целое стадо коров, а потому владельцами книг могли быть только очень состоятельные люди.

— Была практика, когда книгу для храма заказывали в складчину, жители села или деревни сообща приобретали ее. В некоторых наших изданиях мы даже находим записи, что крестьяне такой-то деревни купили книгу и вложили ее в приходскую церковь, — говорит Анна Олеговна.

При столь больших затратах на изготовление книг, рукописных и первых печатных, их старались обезопасить, прежде всего, от стихийных бедствий. По этой причине пергамент, а потом и бумагу помещали в жесткие массивные переплеты с застежками, чтобы книжный блок был плотно сомкнут. Таким образом, туда не поступал лишний кислород, и книга могла уцелеть при пожаре или наводнении. Тогда с нее просто снимали переплет и помещали в новый. Кроме того, поля на страницах предусмотрительно делали очень большими, чтобы можно было обрезать обгоревшие края.

С орлом или со львом?

Иван Федоров вошел в историю как русский первопечатник, издатель «Апостола» и «Часовника». Некоторое время он жил на территории Великого княжества Литовского, где был принят гетманом Григорием Ходкевичем. Военачальник создал свою типографию, и в ней Иван Федоров трудился вместе с печатником Василием Гарабурдой и своим учеником Гринем Ивановичем. Здесь мастер напечатал «Евангелие учительное» (1564 г.), один из экземпляров которого есть в нижегородском отделе редких книг и рукописей. В книге изложены толкования святых отцов Церкви на воскресные евангельские чтения.

Интересная деталь: в издании впервые появился заглавный лист, ставший прообразом титульного листа. В отличие от «Апостола» «Евангелие учительное» Иван Федоров проиллюстрировал довольно скромно.

Продолжателями дела Федорова стали купцы Мамоничи. На их средства в Вильно была открыта типография, где трудился Петр Мстиславец, печатник, работавший вместе с Иваном Федоровым в Москве. Типография Мамоничей успешно печатала православную литературу до тех пор, пока к управлению не пришел один из представителей младшего поколения этой семьи. Его приверженность папской Унии повлияла и на характер изданий.

Политика в целом оказывала влияние на издательское дело. Старообрядцы, например, старались выдать книги, напечатанные в XVIII–XIX столетиях, за издания времен царя Алексея Михайловича, то есть до никоновских реформ.

— Вот издание Евангелия 1657 года, увидевшее свет при патриархе Никоне, — показывает Алла Алексеевна. — Его выход в свет стал важным событием в искусстве печатной книги того времени. Появляется новая форма титульного листа: он обрамлен рамкой из наборных украшений, указаны место и время издания. До этого момента выходные сведения обычно присутствовали в конце книги на ненумерованных листах. Отныне же титульный лист стал постоянным элементом книг Московского печатного двора. Новшества коснулись и изменения иконографических символов: до патриарха Никона в московских печатных Евангелиях евангелиста Марка изображали с орлом, а евангелиста Иоанна — со львом. Теперь стало наоборот: апостол Марк изображен со львом, в Иоанн — с орлом. Эти изменения навсегда разделили книги Четвероевангелия на старообрядческие и относящиеся к Русской Православной Церкви.

Сотрудники отдела тщательно следят за сохранением уникальных изданий, проводят работу по их консервации. Книги находятся в специальных контейнерах, защищающих их от негативных воздействий окружающей среды. Продляют жизнь изданиям, устраняя повреждения, специалисты отдела гигиены и реставрации библиотеки. Многие книги в оцифрованном варианте можно посмотреть на сайте нижегородской «Ленинки». При соблюдении правил они доступны нижегородцам и в читальном зале отдела редких книг и рукописей.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.