Проводил как-то беседу о вере, знании и суеверии с почтенной публикой. Почтенной в буквальном смысле. Большей части слушателей было далеко за 70 лет. Для меня это было несколько напряженно: видел, как глаза некоторых выражали внутреннее несогласие с тем, о чем говорил батюшка. Аудитория частично состояла из людей, которые относили себя к верующим, но, как говорят, «не практикующим». Когда, при рассмотрении понятия «вера», услышали, что именно такая вера — «в душе» — характеризуется как бесовская, на лицах читалась даже обида.
От «веры в душе» до читального зала
Для многих было откровением, что «вера без дел мертва» (Иак 2:17), что и «бесы веруют и трепещут» (Иак 2:19), что «верить в душе» — это пустое занятие (Иак 2:20). Среди слушателей были прихожане, которых я хорошо знал. «Несогласные» были тоже хорошо известны мне по своим убеждениям о достаточности верить в душе. Наличие этих двух «группировок» рельефно высвечивало большую разницу в выражении глаз. Я понимал, что лишаю «верующих в душе» людей иллюзий, но и оставлять их в неведении было бы неправильно. Положив пластырь на нанесенную мною же им рану: «Пришли же вы на беседу со священником в воскресный день, сожалея, что только раз в месяц он находит для этого время», — я постарался утешить их, сказав, что это уже, пусть маленькое, но дело их зарождающейся веры.
Многие оживились, узнав, что я на каждой службе уделяю внимание проповеди и они могут послушать «полезную информацию» гораздо чаще, приходя в храм, а не только в читальный зал библиотеки.
Впечатляющим было завершение беседы. После того как были рассмотрены признаки и свойства суеверия, пагубные последствия их влияния на человека, выражено предостережение, что с суеверием практически невозможно совладать, если человек пребывает в невежестве, нашлись если уж не апологеты этой извращенной формы религиозного заблуждения, то, во всяком случае, сочувствующие.
Отнеся это к своей неспособности доходчиво объяснить суть, я признался в этом, на что услышал в ответ, что им все понятно и объяснения мои, что называется, дошли.
Когда ЭТО работает
— Но ведь хуже не будет?! — утверждающе воскликнула одна из пришедших. Имея в виду, что «постучать по дереву» не такой уж и грех.
Эти слова заставили меня посмотреть на все другими глазами. Хуже не будет… Значит, когда человек впадает в суеверие, ему плохо. И он готов, как утопающий, хвататься за соломинку.
Хочу, зная, что эта тема вмещает в себя огромный спектр ситуаций — от безобидных до губительных, — пояснить. Я акцентировал внимание на опасных для человека формах суеверий. А такие, как крестить рот во время зевоты, мы не рассматривали. Только дружно улыбнулись. Их можно отнести, скорее, к безвредным (хотя, кто-то и возразит: это как посмотреть). Но вот когда вопрос касается порчи или сглаза, того, что «сделали на смерть» и т.п. — именно такого уровня суеверия могут приводить и приводят к беде.
Как только мы затронули эту ноту: сглаз, порча, — зал оживился. Было видно, что многие готовы поведать какую-то свою сногсшибательную историю. Конечно же, звучали реплики: «Но ведь это же есть!» Мне не раз приходилось сталкиваться в полемике с этим аргументом: но ведь ЭТО есть! ЭТО работает! И в этих случаях я даю комментарии словами Господа Иисуса Христа: «По вере вашей да будет вам» (Мф 9:29). В контексте Евангельских событий, речь идет о деятельной, сильной вере в Бога, в Его всемогущество, в Его милосердие. Но, обозначенная Господом Иисусом Христом взаимосвязь упования и получаемого результата не может действовать односторонне, и вера человека в пустое, то есть суеверие, в лучшем случае и оставит его чаяния ни с чем, а в худшем — с еще большими проблемами.
Безумство испуганного человека
Что делает среднестатистический захожанин, узнав, что у него проблема со здоровьем, связанная с порчей или сглазом? В большинстве случаев начинает судорожно искать помощи вовне. Но не в Церкви, через молитву и таинства, а у бабок-колдуний или «мощных экстрасенсов». Вера, что ему помогут, питается «авторитетными» баснями о том, что кому-то эта бабушка или сильный целитель помогли.
Когда еще дойдет до понимания, что болезни нам ниспосылаются от Бога, и есть причина им быть… И причина болезней, в большинстве случаев, — наш личный грех. И если Бог попустил, то, может, лучше и поболеть, чем носиться в поисках целителей. Отчасти феномен порчи паразитирует именно на этом. Абсолютно здорового человека сейчас трудно встретить, и, дав понять, что «порча» и правда была, всегда можно спровоцировать испуг, что тебя сглазили, а значит выход только один — к бабке. Не на исповедь, к покаянию, не к обращению к Богу в настойчивой и длительной молитве, не к таинству Елеосвящения и причастию Святых Таин, а к тем, кто вызывает доверие, потому что «у нее иконы и она молитвами лечит».
Формат газетной публикации не позволяет пространно написать об очевидном безумстве испуганного человека, но о том, что порой он даже боится обратиться к батюшке, чтобы его пособоровали, не могу не сказать. И дело в том же суеверии. Где-то от кого-то услышал, и сложилось устойчивое представление, что соборуются только перед смертью. Пугает уже не сама даже смерть, а слово — соборование.
Иногда правильные вещи, истолкованные суеверным сознанием, приобретают не менее пугающий облик. Приходилось видеть, что в доме, где случился покойник, занавешивают зеркала? Люди, делающие это, спрашивают, а как долго держать зеркала закрытыми: девять ли, сорок ли дней? На вопрос, а зачем вы закрыли зеркала, всегда видишь испуганное лицо: «Ну как же! Ведь покойник может отразиться!» Когда объяснишь, что зеркала закрываются для того, чтобы во время молитвы не отвлекаться на свое отражение, все встает на свои места. А ведь подобные суеверные страхи уносят нас уже в оккультные сферы, где зеркалам придаются магические свойства, и это уже небезопасно.
Возвращаясь к словам, брошенным в полемике, — «хуже не будет», скажу. Будет хуже. На Страшном суде.
Когда мы, носящие на себе нательный крест, перестаем ощущать Его как спасительную реальность, мы хватаемся за всякого рода «соломинки». И тем самым не «как бы говорим», а именно заявляем Христу: «Нам недостаточно Твоей благодати, которую Ты передаешь через Крест, и мы вынуждены, уж прости нас, но как-то так… обращаться к другим за помощью»…
Я что-то не так сказал?
Протоиерей Сергий Муратов, член Союза писателей России
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.