«Всем сестрам — по серьгам, а святым — по свечкам». Перефразируем известную поговорку, чтобы обозначить очень распространенное в православной среде явление. Согласитесь, нередко возникает большое искушение поступать в трудной жизненной ситуации именно так. Разберемся, кому молиться, чтобы получить просимое, и можно ли в молитве взять количеством святых заступников?
В одну из родительских суббот я, как обычно, помогая в храме, следила за порядком на подсвечниках. В такие дни народу всегда много, в основном так называемых захожан, которые приходят только по великим праздникам и особым случаям: записки подать, к иконе приложиться, свечку поставить… Со свечки все и началось.
Ко мне робко подошла женщина средних лет. Несмотря на то, что я ей в дочери гожусь, в смущении она не знала, как правильно ко мне обратиться:
— Матушка, простите, пожалуйста, не знаю, кого спросить… Кому свечку поставить, чтобы работу найти? Уже год не могу себе подобрать ничего подходящего. Говорят, Спиридон Тримифунтский хорошо помогает в таких вопросах, да? А может, все-таки Николай Чудотворец? Вы как считаете?
Я попыталась объяснить ей, что, выбирая себе ходатая пред Богом, важно найти отклик в своей душе: с кем из святых у нас, можно сказать, сложились дружеские, родственные отношения (чаще они складываются после знакомства с житием святого) и попросить его молитв и заступничества пред Господом. Ведь в конце концов мы обращаемся именно к Нему, а святые только помогают донести наши молитвы. Они наши ходатаи перед Престолом Божиим. И прославляя их, мы тоже в первую очередь славим Бога: «Дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог» (Пс 67:36). Поэтому нет разницы, кого мы просим о заступничестве: Спиридона Тримифунтского, Николая Чудотворца, Матрону Московскую или Ксению Петербуржскую. Если молитва искренняя, Господь услышит ее.
Мое пространное объяснение явно не устроило собеседницу — видно было, что она ожидала от меня конкретики, четкого алгоритма действий:
— Так кому же в итоге?..
«Эх, никудышный из меня, видимо, катехизатор», — подумала я и сказала:
— Поставьте свечку Николаю Чудотворцу.
Такой ответ сразу пришелся по душе прихожанке, и она довольная пошла искать его икону. А в моей душе осталось чувство опустошенности. Я задумалась: кому же мы молимся? Ведь она такая не одна. Не считаем ли мы святых какими-то языческими божками, отвечающими за конкретную сферу человеческой жизни: семью, работу, бизнес, здоровье, отношения, урожай?.. В поисковиках Яндекса и Гугла запросы о том, кому молиться в тех или иных ситуациях, очень часты. Такое почитание святых поистине неправославно.
Вопрос отношений
Как же строятся отношения между Богом и человеком в язычестве и христианстве? Язычник привык договариваться с богами по принципу «я — тебе, ты — мне», а божество выступает в роли продавца, у которого можно приобрести конкретные товары или услуги. Человек спрашивает, что сделать, чтобы добиться осуществления своих целей, как заручиться поддержкой высших сил. То есть что сделать, чтобы исполнилась МОЯ воля. Христианин думает по-другому. Он пытается понять и осуществить волю Божию. Господь Иисус Христос учит нас в молитве обращаться к Отцу Небесному: «Да будет воля Твоя» (Мф 6:9–13). И Сам, молясь в Гефсиманском саду, говорит: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22:42).
С другой стороны, если Он все знает, зачем молиться Ему? Можно ли изменить волю Божию? Да, напутствуют нас святые отцы. Но только если мы решим изменить и исправить свою жизнь, впуская в нее Бога, двигаясь Ему навстречу. Молитва как раз помогает изменить себя, направив свою волю от вреда к собственному благу. А поддерживают нас в этом деле святые.
Кстати, читая некоторые жития, находишь параллели со своей жизнью и понимаешь, что, если у Божиего угодника получилось побороть свою страсть, возможно, это и для тебя. Чудо по молитве происходит именно тогда, когда человек меняет направление своего движения, возвращаясь к своему Творцу. И, если трудно, святые помогут своими молитвами. Ведь они угодники, друзья Божии, и им, находящимся у Престола Божия, быстрее и легче попросить Его о помощи.
А какие у меня отношения с Богом, спрашиваю я себя. Кто Он для меня? Могу ли я ему довериться, как Другу? Или же Бог для меня некие волшебные силы в облике загадочных, странных людей или даже предметов, которые помогают герою в русских народных сказках исполнить порученную ему задачу (спасти царевну, добыть сокровище, освободить страну от Змея Горыныча)? А может, Бог — это карманный джинн, которого можно достать в случае надобности, а потом положить обратно в карман? Или вселенский домовой, которого надо умилостивить, чтобы он исполнил мое желание? Именно так договаривались и, увы, продолжают договариваться с Богом язычники, для которых на первый план выходят товарно-денежные отношения.
Отношения христианина с Ним строятся иначе. Он понимает, что Бог не волшебная палочка и не «скорая помощь», которая по вызову всегда исполняет запрос. Мы не заключаем с Ним сделку и не подписываем договор, в котором гарантируется выполнение работ. Скорее, мы заключаем с Ним брачные отношения по очень большой любви. Мы доверяемся Ему полностью, оставляя все мистические практики и ритуалы.
Молитва веры против молитвы одержимости
А если Бог не дает просимого? Вот я прошу Матерь Божию и святых угодников о заступничестве, а результата нет. Он что, не слышит меня? А может, у Него мало этого или нет совсем? Нет, Он не скуп, и Ему ничего не жалко, «Богу же все возможно» (Мф 19:26). И, конечно, Господь нас всегда слышит. «Просите, и дано будет вам» (Мф 7:7), — наставлял Христос. Однако замыслы Господа всегда лучше, чем наши. Мы видим лишь маленькую часть картины, а Он зрит ее целиком. Поэтому порой мы и не получаем желаемого, что, по словам апостола Иакова, «просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4:3).
В моей жизни тоже был период одержимости одной идеей. Я каждый день просила Бога об ее осуществлении. Роптала на Него и не понимала, почему Он не дает. В таком состоянии почти отчаяния и правда не знаешь, как молиться, потому что осознаешь, что делаешь явно что-то не то, раз Он молчит на твою просьбу. Моя гордыня говорила мне, что мы с ней знаем, как лучше. А оказалось, что не знаем. От злости, обиды и отчужденности у меня возникли мысли уйти из храма, раз Бог не слышит меня. Выйти из этого состояния, бороться с гордыней и принимать волю Божию мне помогает простая молитва, которую я теперь читаю каждый день:
«Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя! Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».
Нужно научиться доверять Богу, как когда-то мы доверяли родителям. Поставить Его в центр своей жизни, всей душой стремясь к Нему. Христианин видит в Боге мудрого, порой строгого, но все же родного Отца, к которому он всегда может обратиться за поддержкой, не боясь быть отвергнутым. Для язычников Бог — это нечто недосягаемое, тот, кого надо постоянно упрашивать, задабривать и доказывать свою верность. В отличие от язычников христиане ищут «прежде Царствия Божия и правды Его», а остальное приложится.
Текст: Татьяна Гарина