Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Благодать Святого Духа
15:03, 8 июня 2011

Благодать Святого Духа

День Святой Троицы, относящийся к великим двунадесятым Господским праздникам, отмечается через семь недель после Пасхи (через 50 дней), всегда в воскресенье. Второй день праздника Троицы именуется Днем Святого Духа. Это всегда понедельник.

Пятидесятница замыкает собой круг праздников, связанных со святой Пасхой. Церковь поет в этот день: «Попрaзднственный и конечный праздник празднуем светло, верные, сей есть Пятидесятница, обещания исполнение и предложения: ибо в сей день свет Утешителя в виде языков (пламени) сошел на землю и учеников просветил…»

Название «Троица» объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность Третьего Лица Пресвятой Троицы. Учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в деле спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостаснoму Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.

Праздник с таким же названием, Пятидесятница, существовал и до Воплощения Сына Божия. День Пятидесятницы праздновался Ветхозаветной Церковью со времени пророка Божия Моисея. Он наступал через семь недель (седмиц) после иудейской пасхи, и поэтому назывался праздником седмиц. Торжество это, со множеством обрядов, было установлено в память о получении Десяти заповедей, которые Бог дал Моисею на Синайской горе. Произошло это на пятидесятый день после того, как народ Божий покинул Египет, поэтому праздник и был назван Пятидесятницей.

Но у христиан с праздником Пятидесятницы связаны другие воспоминания. События, описанные далее, изложены евангелистом Лукой в книге Деяний святых апостолов (Деян 2:1–4).

Перед Своими страданиями и смертью Господь обещал апостолам послать им Утешителя, Духа Истины. Перед вознесением Он снова повторил это обетование. После вознесения Господа ученики Его и апостолы вернулись в Иерусалим и вошли, как говорит предание, в тот самый дом в Сионе, где происходила Тайная вечеря. Там же была Матерь Божия и еще несколько женщин. Они чувствовали себя как один человек и молились все вместе, ожидая исполнения слов Господа и сошествия на них Святого Духа, готовясь принять Его благодатные дары.

И вот в десятый день после вознесения Господня, как раз в тот день, когда все праздновали Пятидесятницу, а народ, заполняя улицы и площади города, шел к храму, в девять часов утра (третий час дня по евангельскому время исчислению) внезапно в воздухе послышался шум, какой бывает во время бури от порыва сильного ветра. Шум этот доносился сверху, с неба, но постепенно проник в дом, где собрались апостолы, и наполнил все своим чистым звучанием. Это не был ветер, а только звук, похожий на него. В тот же миг посреди дома появились языки огня, разделяясь и останавливаясь над головой каждого из апостолов. Звук бури, наполнивший дом, готовил учеников к пришествию Святого Духа, а языки огня показывали, что Он пришел. «Сын Божий явился на земле видимо, и Святому Духу нужно было явиться видимо»,— говорит святитель Григорий Богослов. Ведь и раньше, когда Святой Дух сходил на Христа во время крещения в Иордане, Он принял образ голубя…

Это было первое чудо, но за ним произошло второе, еще более удивительное. Апостолы и все, кто собрался в доме, когда на них сошел Святой Дух, вдруг начали говорить на других языках. Таков был один из даров Святого Духа. На всех языках апостолы прославляли величие Бога, Его чудесные дела, которым они были свидетелями и смысл которых они только теперь, наконец, поняли во всей полноте. Чудеса Божии не совершаются просто так, чтобы поразить видящих, это не фокусы. Они всегда имеют практический смысл. Ведение иностранных языков было необходимо апостолам, чтобы нести Святое Евангелие во все концы вселенной.

Иерусалим в тот день был полон народа. По закону Моисееву, в дни Пасхи, Пятидесятницы и на праздник Кущей иудеи должны были собираться сюда в храм, который был один для всего народа. Но многие иудеи жили в других странах, поэтому им было очень тяжело исполнять этот закон— слишком долгим и трудным был путь в Иерусалим. Исполнять его решались только самые благочестивые. Итак, придя сюда из разных стран и пораженные странным шумом, многие из них направились к его источнику— Сионскому дому. Когда же они подошли ближе, то услышали, что апостолы свободно говорили с каждым на их языке: с людьми, пришедшими из Персии и Мидии, с жителями Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Фригии, Египта и Ливии, с теми, кто пришел из Рима, и обращенными из язычников, с поселившимися на острове Крит и в песках Аравии. Со всеми апостолы говорили на знакомом им языке, проповедуя величие Божие и Его чудесные дела.

Собравшийся народ удивлялся еще и тому, что слышал славословия Богу на разных языках, а это было не положено: молитвы совершались только на священном еврейском языке; но больше всего их захватило то, о чем рассказывали апостолы. Все было просто, но одновременно так величественно и дышало такой неземной святостью, что привлекало внимание поневоле. А самое интересное было то, что каждый слышал тот язык, к которому привык за годы жизни на чужбине— в Риме, Греции, в Африке или в Индии. Но ведь говорившие с ними были простыми людьми, галилеянами, которые никогда не учили чужих языков и изъяснялись только на своем собственном. Одни удивлялись, другие приходили в ужас. Все видели необыкновенное чудо, но никто не мог понять, как это произошло. Изумляясь и недоумевая, все спрашивали друг друга: «Что это значит?» Скоро нашлись люди, которые захотели все объяснить, хотя сами ничего не понимали. Насмехаясь над апостолами, эти люди говорили: «Они напились сладкого вина!» (Деян 2:7–13).

Услышав это, апостол Петр и другие апостолы встали, и Петр, стараясь перекрыть шум толпы, громко стал говорить: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня». Третий час дня, как мы помним, у нас соответствовал бы девяти утра, это был первый молитвенный час и время утренней жертвы в храме. До этого времени даже в будни иудеи не позволяли себе съесть хотя бы крошку, тем более это правило исполнялось в великий праздник Пятидесятницы.

Апостол Петр сказал собравшимся, что происходящее здесь было предсказано еще пророком Иоилем, жившим за много веков до этого дня: Дух Святой снизошел на апостолов, и вот теперь они пророчествуют. «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется»,— сказал апостол Петр словами пророка Иоиля.

После этого апостол Петр рассказал собравшимся о Христе, о Его проповеди, смерти, воскресении и вознесении на Небо. Первая после схождения Святого Духа проповедь апостолов сильно подействовала на слушателей. Кроме того, все видели чудесные знамения, слышали разноязыкую речь простых галилеян, получивших дары Святого Духа. Поэтому многие подходили к ним и спрашивали: «Что нам делать?» Тогда апостол Петр велел каждому покаяться в своих грехах, принять крещение и обещал, что каждый получит дар Святого Духа, чудесные действия которого все сегодня видели. Многие охотно слушали его, просили крещения, и в тот же день к Церкви присоединилось около трех тысяч человек, до того не веровавших в Иисуса Христа.

Так окончился день Пятидесятницы, ставший днем рождения христианской Церкви. И теперь православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами. Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали Закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.
А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.

Облачения духовенства и алтаря зеленые. В этот день служба имеет следующую особенность. После Божественной литургии сразу начинается Великая вечерня, на которой после входа и Великого прокимна духовенство попеременно читает особые коленопреклонные молитвы. Эти молитвы читаются только в этот день. Поэтому все православные стремятся в этот день обязательно быть на службе.

В понедельник по Пятидесятнице Православная Церковь отмечает праздник в честь Всесвятого, Животворящего и Всесильного Духа, единого от Троицы, единосущного и единославного Отцу и Сыну. Это отдельное богослужение и прославление Святого Духа на следующий день праздника совершается «чести ради Всесвятого Духа». Церковь прославляет Утешителя Благого: «Духа источник пришед на землю, во огненные реки разделяясь мысленно, апостолов орошал, просвещая (…), а через них мы приняли Благодать огнем и водою. Свет пришел Утешителя и мир просветил!»

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.