Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Благовестие для иудеев
«Ведомости Нижегородской митрополии» 5 (203) 18:07, 11 марта 2021

Благовестие для иудеев

Как Евангелие сохраняет преемство с Ветхим Заветом?

С первых веков существования христианства канон Священного Писания Нового Завета, сформировавшись, воспринимался двучастно. Две его составляющих: Евангелие и Апостол (ἐυαγγελικὸν καὶ ἀποςολικὸν) — сохранились в богослужебных уставах под этим наименованием до настоящего времени. С древних времен Церковь отделяла четыре Евангелия от прочих книг как преимущественно содержащие основание и начало Нового Завета. Библейской наукой они были отнесены к законоположительным книгам, как первоисточник новозаветного Божественного закона.

Три плюс один

Каждое из четырех Евангелий вполне может восприниматься в качестве самостоятельного повествования, передающего откровение Божие. Однако, будучи собраны вместе, они дополняют друг друга, гармонично соединяясь в единое изложение.

Всем известно наименование четырех евангельских текстов: Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна Богослова. При этом мало кто знает, что первые три Евангелия в значительной степени перекрывают друг друга. Они повествуют об одних и тех же событиях земной жизни Господа, каждое по-своему передавая Его мысли, проповеди и притчи. По этой причине их называют «синоптическими», а самих евангелистов — «синоптиками» (от древнегреческого συνοπτικός — «созерцающий», «совместно наблюдающий»). Рассматривая схожие, но в то же время различные по формулировкам синоптические Евангелия, следует помнить, что евангелисты-синоптики записывали мысли, проповеди, притчи Христа, описывали события Его земной жизни по памяти, поэтому их описания одного и того же воспроизводятся в священных текстах по-разному. Евангелие же от Иоанна полностью оригинально, оно отличается от синоптических по стилю изложения и содержанию.

Убедительно о количестве авторов Евангелия пишет толкователь Священного Писания Феофилакт Болгарский, епископ Охридский: «Ты говоришь: «Ужели не довольно было и одного евангелиста?» Конечно, довольно было и одного, но чтоб истина обнаружилась яснее, дозволено написать четырем. Ибо, когда видишь, что эти четверо не сходились и не сидели в одном месте, а находились в разных местах, и между тем написали об одном и том же так, как бы то было сказано одними устами, то как не подивишься истине Евангелия и не скажешь, что евангелисты говорили по внушению Святого Духа!»

Разбирая богооткровенный текст Нового Завета, следует придерживаться главного правила его усвоения — неискаженного восприятия смыслов. Святоотеческое наследие толкования удерживает изначальное, правильное восприятие исторической канвы описываемых событий, помогая потомкам, поколение за поколением, оставаться в русле православного богословия и не уклоняться в ересь.

Из мытарей

Святой апостол и евангелист Матфей по происхождению иудей. Он родился в Назарете и был братом святого апостола Иакова Алфеева. Когда Господь призывает Матфея быть Его учеником, мы видим будущего евангелиста сборщиком налогов — мытарем, презираемым и отверженным иудейским обществом. Причину такого отношения соотечественников ясно описывает святитель Иоанн Златоуст: «ремесло мытарей было позорно и бесстыдно. Это корысть ничем неизвиняемая, бесчестная нажива, хищение под видом закона».

В новозаветных текстах апостол Матфей именуется также Левием Алфеевым. Святитель Димитрий Ростовский в своем агиографическом сборнике «Четьи-Минеи» предполагает, что это имя прочие богодухновенные писатели Нового Завета усвоили ему, чтобы подчеркнуть честь его апостольского достоинства и кардинальное изменение жизни после призвания Господом. Сам же Матфей, свидетельствуя о покаянии за прежнее свое бесчестное мытарское существование, всегда называет себя именем, под которым он был известен как сборщик податей.

После встречи со Христом Матфей становится одним из 12 ближайших учеников Гос­пода. После Вознесения он некоторое время проповедует в Иерусалиме и по всей Палестине (древние церковные писатели свидетельствуют, что в этот период апостол и написал свое Евангелие для палестинских иудеев), а затем просвещает Благой Вестью греков, эфиопов, персов. По свидетельству его биографа, он окончил земную жизнь мученически в эфиопском городе Бешбери.

Самая долгожданная книга

Читая Евангелие от Матфея, мы на каждом шагу встречаемся с указанием на исполнение во Христе многочисленных мессианских пророчеств Ветхого Завета. Это можно наблюдать практически с самого начала благовестия — события, связанные с Рождеством Господа, связываются автором Евангелия с соответствующими пророчествами из Ветхого Завета.

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), исследуя текст Евангелия от Матфея, указывает на то, что его часто называют «Евангелием Церкви»: это повествование вводит нас в мир образов и пророчеств, «свойственных еврей­скому народу, — тому народу, который был носителем богооткровенного знания о едином Боге и который на протяжении столетий ожидал спасения через Мессию-Искупителя, тому Израи­лю, который был единственной Церковью до того, как Христос основал Свою Церковь. Предание об арамейском оригинале Евангелия от Матфея, конечно, не случайно, потому что именно этому Евангелию наиболее свойственно «иудейское звучание» (чтобы не сказать «колорит»)».

По мнению владыки Илариона, в каноне Священных книг Нового Завета это Благовестие поставлено в начале именно по причине его гармоничного сочетания с богооткровенными текстами Ветхого Завета: повествование Матфея начинается с описания событий Рождества Христова и проповеди Иоанна Предтечи, а последняя каноническая ветхозаветная книга — пророка Малахии — пророчеством об Иоанне Крестителе завершается. Таким образом, текст Евангелия от Матфея, в изобилии содержащий напоминание о мессианских пророчествах Нового Завета, однозначно указывает на исполнение этих пророчеств в Иисусе Христе, свидетельствуя перед иудеями, что Господь — это и есть Тот Мессия, посланный Богом для исцеления последствий грехо­падения.

В Евангелии от Матфея нашли свое отражение история происхождения Христа, события Его Рождества и младенчества, бегство в Египет, возвращение в Назарет, приготовление к проповеди, служение Иоанна Крестителя, Крещение Господа в Иордане, сорокадневный искус в пустыне, непосредственно проповедь Христа и ее воздействие на сердца людей, а также история последнего времени земного служения Господа и события от Воскресения до Вознесения.

Свое повествование апостол Матфей начинает с обозначения родословия Гос­пода, последовательно называя имена предков святого Иосифа Обручника и в конце разделяя родословие Спасителя на три части: «Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф 1:17–19).

Зачем же это было нужно? По словам блаженного Феофилакта Охридского, «чтобы показать иудеям, что, находились ли они под управлением судей, как это было до Давида, или под управлением царей, как это было до переселения, или под управлением первосвященников, как это было пред пришествием Христа, — они не получали от этого никакой пользы в отношении к добродетели и нуждались в истинном судии, царе и первосвященнике, который есть Христос. Ибо, когда прекратились цари, по пророчеству Иако­ва, пришел Христос».

Иерей Иоанн Евдокимов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.