Продолжение. Начало в №10(142)
«Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир 7:39), — гласит еще ветхозаветная мудрость. Что говорит христианство о жизни после смерти? Откроем Священное Писание: «Бог смерти не сотворил» (Прем 1:13), но «сотворил человека в неистление» (Прем 2:23). Это и понятно: смерти не было и не могло быть во Вселенной, как произведении Существа всесовершенного. Люди подсознательно помнят, что смерть чужда им, что она вторглась в их природу случайно — посредством отпадения от Источника жизни — Бога. Как это произошло?
По словам святителя Феофила Антиохийского, «Бог сотворил человека ни совершенно смертным, ни бессмертным, но способным и к тому, и к другому». Таким образом, Адам мог выбирать. Запрещая есть плоды с древа познания добра и зла, Бог предупредил: если вкусишь, смертию умрешь, то есть, человек станет телесно смертным.
Искушенные завистником («завистию диавола вошла в мир смерть» (Прем 2:24), прародители сделали выбор и нарушили животворную заповедь. Не случайно Спаситель называет диавола «отцом лжи и человекоубийцей искони».
Прародительский грех, то есть склонность к нарушению нравственного закона, данного Господом, переходит по наследству всем поколениям, а вместе с этой предрасположенностью ко греху переходит и смертность тела. Так, «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5:12).
История падения человека является историей происхождения смерти. Часто задают вопрос: почему так произошло? Почему Бог допустил в рай искусителя? Почему не защитил Свое любимое создание? Почему, если Творец знает будущее, допускает грехопадение — разве любящий отец так поступит со своим сыном? Вопросы серьезные. Ответ на них — тема отдельного разговора. Коротко же можно сказать так: если бы Бог вмешался (и вмешивался бы сейчас) в историю человечества, Он проявил бы насилие над свободной волей человека, а именно таким, свободным, Он человека и сотворил.
А что «там»? «Курорт» или…
Что же происходит с душой после его физической смерти? Для православных христиан будущая загробная жизнь — непререкаемая истина. Она закреплена как догмат в христианском Символе веры. Так было всегда. Так и есть. Теоретически. Практически же, к несчастью, современный человек свои знания по этому вопросу черпает не из Священного Писания, не из святоотеческого учения, не из апостольских постановлений, и решения Вселенских соборов которые для него не являются авторитетом. В большинстве своем современник, называющий себя христианином, знания о христианстве предпочитает получать из популярных брошюр и сомнительных публикаций в газетах полуоккультного содержания и в результате имеет совершенно не христианское представление о жизни и смерти.
Кто не знаком с книгами доктора Моуди «Жизнь после смерти» и «Размышления о жизни после смерти»? В 1980‑е годы ими зачитывались все. Автор собрал интересный материал на основе рассказов людей, возвращенных к жизни после клинической смерти. Интересно, конечно, но нужно принять к сведению, что этот опыт почему-то сильно отличается от христианского. Правда, современных христиан это мало смущает. Книги доктора Моуди отступили в прошлое, настала эра интернета — уж там-то можно найти сколько угодно свидетельств о жизни по ту сторону.
Человек, чаще всего не верующий, не воцерковленный, живший и умерший без покаяния и причащения и возвращенный медициной «назад», рассказывает о «туннеле», о «добром свете», зовущем к себе, о встречах с умершими ранее близкими и родными людьми. Согласно рассказам, первое, что происходит с умершим, — это то, что он выходит из тела и существует совершенно отдельно от него. Он часто способен видеть все окружающее, включая собственное мертвое тело и попытки его оживления; он ощущает, что находится в состоянии безболезненной теплоты и легкости, как если бы он «плавал»; он совершенно не в состоянии воздействовать на свое окружение речью или прикосновением. Хорошей иллюстрацией этих ощущений является известный многим голливудский фильм «Призрак».
Упрощенный взгляд на загробную участь современному человеку куда больше по душе. Еще бы, никаких проблем «здесь», никаких проблем «там», за гробом нас ждут свет и радость. Ни в опытах, описанных доктором Моуди, ни в других современных опытах почти не обнаружено видений ада, «там» существует своего рода «курорт» с приятными впечатлениями.
То, что предлагает человеку современный опыт, является нехристианской интерпретацией жизни после смерти. Этот опыт утверждает: смерти бояться не следует, не будет ни суда, ни ада. Смерть не единственный и окончательный опыт, как описывает ее христианское учение, а, скорее всего, лишь безболезненный переход к более высокому состоянию сознания. Цель земной жизни, как и жизни после смерти — это не вечное спасение души, а неограниченный процесс самореализации, «роста в любви и понимании». «Посмертные» и «внетелесные» опыты сами по себе являются подготовкой к жизни после смерти. Вера, покаяние, причастие, духовная борьба — традиционная христианская подготовка к вечной жизни не имеют значения, «опыты» подготовят лучше.
Но как бы современному человеку ни хотелось, чтобы все было именно так, христианство совершенно иначе представляет жизнь души после смерти.
На воздушных мытарствах
Согласно христианскому учению, душа после разлучения с телом проходит испытания, на богословском языке — мытарства, то есть обличение грехов до суда Божия. Происходит это в воздушном пространстве, где душа встречается с падшими духами, в каком бы обольстительном образе они ни представали.
«Как передам тебе, чадо, ту муку телесную, тот страх и смятение, которое приходится испытывать умирающим! Как огонь сжигает брошенного в него и обращает в пепел, так мука смертельная в последний час разрушает человека. Поистине страшна смерть подобных мне грешников!» Так начинает свое повествование о мытарствах блаженная Феодора. Вот вам и приятные ощущения! Причем мытарства — это неизбежный путь, который проходят все души за исключением святых.
Учение о воздушных мытарствах впервые встречается в известном творении святителя Афанасия Александрийского, в его «Житии святого Антония Великого», которое было написано около 356 года. То есть христиане с древности, памятуя слова апостола Павла: «Несть наша брань к плоти и крови, но к началам власти сего воздуха» (Ефес 6:13), верили в эту участь души вскоре после ее отделения от тела. Учение о мытарствах находим мы и у других святых отцов: Ефрема Сирина, Макария Великого, Василия Великого, Марка Ефесского, Иоанна Лествичника, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского, Димитрия Ростовского…
Этому учению есть основание в Священном Писании. Сам Спаситель в притче о богаче и Лазаре говорит: «Умер нищий и отнесен был ангелами в лоно Авраамово» (Лк 6:22). И в другой притче: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк 12:20). Святой Иоанн Златоуст рассуждает: «Лазаря отвели тогда ангелы. Напротив, душу оного богача взяли страшные некие силы, может быть, посланные для этого, ибо душа не сама собою отходит к оной жизни, потому что это и невозможно. Если мы, переходя из города в город, имеем нужду в руководителе, то кольми паче нуждаться будет в путеводителях душа, исторгнутая из тела и представляемая к будущей жизни? Посему-то она, отлетая от тела, часто то восходит, то ниспускается, и боится, и трепещет. Ибо сознание грехов и всегда мучит нас, но особенно в тот час, когда предстоит нам быть отведенными на тамошние истязания и страшное судилище».
В учении о мытарствах говорится, что душа человека, совершая свой путь в высший мир через духовные пространства, постоянно встречает падших духов, которые испытывают ее, и если она при жизни была привержена тому или иному греху, страсти, то рискует остаться в этом месте.
Некоторых людей смущает конкретное и материальное описание мытарств, которое дается в христианской литературе. Здесь следует сказать, что все изображения предметов духовного мира более или менее чувственны, человекообразны, потому что человеческое описание не может оперировать другими понятиями и средствами языка. Неслучайно ангел говорит преподобному Макарию Александрийскому, начиная рассказывать о мытарствах: «Земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных».
Два периода послесмертия
Итак, человек умер, его душа прошла воздушные мытарства. Что дальше? А дальше — частный суд, после которого — ощущение или блаженства, или мучения.
Православное учение, говоря о загробной жизни, разделяет ее на два периода. Первый — с момента разлучения души с телом продолжается до ее воссоединения с воскресшим телом. В этот период для некоторых душ есть еще возможность избавления от адских мук до наступления окончательного Страшного суда. Второй период будет длиться бесконечно — и для тех, кто удостоится блаженства, и для тех, кому суждены адские муки.
Священное Писание говорит нам о том, что души в ином мире находятся не в бессознательном состоянии. Иначе не было бы возможным ощущение ни страдания, ни блаженства. Однако, продолжая жить сознательной жизнью, душа не будет уже иметь полной самостоятельности, не сможет изменить себя радикально, в ней будет раскрываться лишь то, что начато здесь, при жизни.
В Послании восточных Патриархов о православной вере говорится: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби, впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно».
О том, что человек бессмертен и что за гробом его ждет новая жизнь, с радостями или муками, утверждают почти все религии. Почему же христиане, называя смерть «врагом», не боятся ее? Что утешительного для них в воскресении? Об этом разговор в следующем выпуске газеты.
Подготовил протоиерей Владимир Гофман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.