Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Богатство Церкви
14:34, 3 февраля 2014

Богатство Церкви

Две женщины осматривали иконы в храме. «Это кто?» — «Это Сергий Радонежский, он помогает детям в учебе». «А это?» — «Это Антипа святой». — «А он от чего?» — «От зубной боли». — «А это?» — «Феодор Стратилат». — «А он от чего?» — «Ни от чего, так просто, прославили».

Действительно, зачем Церковь прославляет святых? Кто это такие? «Специалисты» по различным нуждам? Какова их роль?

Святыми Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых (то есть вхождение в Царство Небесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда. К таким лицам первоначально относились апостолы, об избрании которых для вечной жизни сказал Сам Христос (Ин 17: 21–24). К ним причислялись также ветхозаветные пророки и патриархи. Таковыми были и мученики, подвиг которых открывал перед ними Царствие Небесное.

Как в древности свидетельствовали праведность?

В ранней Церкви не существовало проблемы канонизации — любой человек, не отлученный от Церкви и не впавший в ересь, после смерти вносился в диптихи и поминался всей христианской общиной. Первые христиане считали святыми людей по факту принадлежности к Церкви.

Однако довольно скоро возникли проблемы, которые заставили Церковь выработать более четкую процедуру причисления того или иного праведника или мученика к лику святых. Это было связано с тем, что число христиан увеличилось, и община постепенно превращалась из семьи, в которой все друг друга знали, в приход, где могли находиться и незнакомые друг другу люди, а также с появлением еретиков, попавших под осуждение Вселенских Соборов. В этих условиях необходимо было прежде всего засвидетельствовать, что усопший христианин не был еретиком или раскольником и сохранил верность Православной Церкви. Для этого нужно было собрать устные или письменные свидетельства о праведнике, которые могли бы лечь в основу его жития. Источниками этих сведений служили даже свидетельства врагов Церкви — протоколы допросов мучеников римскими судьями.

Так появились на свет древнейшие известия о мучениках, известные сборники — Акты мучеников, или Акты святых. Различаются два типа подобных актов. Первый тип представлен официальными судебными протоколами тех процессов, которые велись римскими властями против христиан. К такого рода протоколам относятся акты процесса против священномученика Киприана, епископа Карфагенского, и его казни в 258 году. Эти протоколы были составлены канцелярией проконсула Африки.

Другой тип мученических актов — это записи очевидцев-христиан, стремившихся сохранить для Церкви достоверное описание страданий и победы подвижника. Древнейшим памятником этого рода является мученичество святого Поликарпа Смирнского (+156 г.), сделавшееся образцом для всей древнехристианской литературы мученичеств.

Что означает термин?

Термин «канонизация» (от лат. Canonisatio), латинизированная транскрипция греческого глагола kanonizein — «определять, на основании правила узаконивать», был введен в оборот западными учеными-богословами довольно поздно.

В Греческой Церкви этому термину адекватной аналогии нет, поэтому в подобных случаях там использовалось словосочетание «причтение к лику святых» или «вмещение, вчинение в лик святых».

Святыми Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых (то есть вхождение в Царство Небесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда.

Что дает «зафиксированная святость»?

Святые — это наглядное обнаружение Промысла Божия о человеке. Разнообразие же подвигов, приводящих к святости, свидетельствует о многообразии Промысла, которым управляются люди к жизни вечной и спасению.

На самом деле канонизация не влияет на загробную участь человека. Если он у Бога свят, то неважно, знает или не знает о нем Церковь земная, прославляет его или нет. Сколько безвестных святых, отшельников, так и не явленных миру, мучеников за Христа, о чьих страданиях нет верных известий!

Причтение к лику святых — не награда, не признание заслуг достойного человека, не наделение его чем-то, чего у него не было до этого. И это не приписывание ему какой-либо роли, которая называется ему посмертно. Многим хотелось бы иметь «своего» святого. Кому-то нужен святой царь, кому-то святой генералиссимус, святой космонавт, чемпион, бизнесмен и так далее.

Церковь никогда не пыталась возвести в ранг святых всех, о ком стало вдруг известно, что он этого достоин. Это никогда не было самоцелью. Святым делает не канонизация, а жизнь и смерть самого человека. На то и есть у нас праздник Всех святых — прославленных и не прославленных Церковью, ведомых и неведомых миру. Святых намного больше, чем зафиксировано в святцах.

С какой целью канонизируют?

Цель канонизации — единственно педагогическая. Церковь говорит своим чадам: «Вот, смотрите, этот человек свят. Его земной путь озарялся светом Евангелия, его жизнь была служением Христу, и он достиг Царства Небесного». Не потому, что он якобы помогает детям в учении, не потому, что он защищает от воров — это все языческие настроения в наших верованиях. Церковь поставляет на свещник новый светильник с единственной целью: она предлагает следовать путем, какой прошел этот человек, потому что теперь доподлинно известно, что этот путь спасительный, что эта, еще одна, дорожка ведет к Богу.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.