Как иконы попадают в храм? По-разному. Какие-то заказывают специально, какие-то покупают, какие-то дарят. А некоторые… подбрасывают. Как котенка — под дверь. Так однажды в церковь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который выксунцы привычно называют «малой», принесли почерневшую, со следами копоти, с почти не проступающим ликом, с отпиленным верхом и низом икону Архангела Михаила, и просто поставили в уголочке. При внимательном рассмотрении стало ясно: икона древняя. К юбилею храма она, как и две другие редкие иконы «добаташевского» периода, была отреставрирована.
Реставрация как детектив
— Ее принесли лет десять назад наши жители, — рассказал о загадочной иконе благочинный Выксунского округа, настоятель храма протоиерей Димитрий Колоколов. — Вероятно, когда храм закрывали, икону забрали, а потом вернули. Где она хранилась, что с ней случилось — неизвестно. Известно точно, что она была в пожаре. Краска обгоревшая, вспученная. XVII век всегда писался в ковчеге, и было понятно, что сверху и снизу часть иконы спилена. Так что она точно создана до середины XVIII века. Позднее стали применять рубанок, а тут, посмотрите, следы топора. И техника письма тоже говорит в пользу ее древнего происхождения.
Спустя некоторое время в храм попали еще две иконы: апостола Петра и святителя Иоанна Златоуста. Они были найдены в Нижней Верее, когда местный храм реставрировали и сломали двойной простенок. Там святыни и обнаружили. Они были в ужасном состоянии: влага сильно повредила краску, дерево потрескалось. Их спрятали, когда церковь либо строили, либо закрывали.
— Как эти иконы попали в Выксу — большой вопрос, — продолжает рассуждать батюшка. — Я все думаю: ведь Баташевы первый храм построили намного позже… Возможно, это были иконы единоверческого храма. Вы знаете, что в Сноведи есть еще один храм, в честь святителя Николая, он стоит на кладбище, и он еще более древний, чем храм Преображенский. Но иконостас (а он там сохранился) не соответствует размерам этих икон. Стиль письма на них древнерусский, византийский. Наверняка они были из иконостаса, подобного тому, что в Успенском соборе Московского кремля. Икона Ангела Господня, скорее всего, была в дверях, другие две, как правило, помещались в третьем ряду. «Добрые» люди в советское время отпилили часть иконы апостола Петра. Видимо, куда-то она не входила. Со второй — та же история.
Возвращение как чудо
Десять лет три древние иконы ждали своего реставратора. Лишь в 2017 году нашелся специалист, готовый взяться за их восстановление. Задача перед ним стояла непростая, спустя месяц работы был даже момент отчаяния: левкас (специальный слой, на который наносится краска и который приклеивается к дереву особым составом) практически весь отходил. Иконам апостола Петра и святителя Иоанна Златоуста сильно повредила влага, иконе Архангела Михаила — огонь. Но опасения не оправдались. Реставратору удалось сохранить 97 процентов изображения. Сейчас новодел — только поля (отпиленные части). Все остальное, как говорят специалисты, «родное». И с датировкой теперь никаких сомнений нет. Это XVII век. Добаташевский период.
Восстановленные иконы вернулись в «малый» храм к 9 октября 2018 года, преставлению святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Образ Ангела Господня занял место слева от алтаря, две других иконы хранятся в алтаре. В дни памяти апостола Петра и святителя Иоанна Златоуста их выносят для поклонения.
Два Ангела
Еще об одной удивительной находке рассказал настоятель.
— Эта икона, — отец Димитрий Колоколов указывает на большой образ Божией Матери, — найдена Марией Яковлевной Яшиной на развалинах Иверского храма Выксунского женского монастыря. Женщина нашла икону в советские годы, а когда открылся молитвенный дом, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы, отдала ее туда. Состояние иконы тоже было плачевным, она долго находилась в хранилище — требовалась реставрация. Лет десять назад ее отреставрировали. Если вы обратите внимание, подойдете поближе, с левой стороны без реставрации осталось клеймо. Мы специально его не трогали. Читаем: «Написана сия икона с настоящего чудотворной иконы Иверской Божией Матери в Воскресенских воротах Москвы».
Это одна из тех икон, которые преподобный Варнава привез в Выксу. Их было несколько.
Есть в Иоанно-Богословском храме и другая необычная икона Богородицы — Благовещения. Ее уникальность в том, что Архангелов на ней… два. Первый благовествует о тайне Воплощения, второй — об Искуплении. К счастью, в реставрации она не нуждается.
История выксунского православия еще только пишется. Годы забвения и богоборчества оставили зияющие дыры не только в душах людей, но и в церковных летописях. Сейчас служители, журналисты, краеведы и прихожане по крупицам восстанавливают канву прошлого. Сколько еще неожиданных находок впереди?
А пока — для всех верующих, для гостей города, паломников и туристов — добрая весть. Иконам, которые старше самой Выксы, можно поклониться в храме святого Иоанна Богослова. В «малой» церкви, которая в части богатого исторического наследия не уступит многим большим.
Новая история
В 1994 году здание Иоанно-Богословского храма было взято государством под охрану как памятник архитектуры республиканского значения, а чуть позже — возвращено Нижегородской епархии.
В истории храма наступила пора возрождения: в трапезной части разместили классы и жилые комнаты духовного училища, в другой — собственно храм. 10 июля 1996 года митрополит Нижегородский Николай (Кутепов) освятил престол церкви в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и отслужил первую литургию. Для нужд училища вдоль северного фасада церкви сделали каменный пристрой. Над куполом ротонды вновь установили главку луковичной формы, восстановили южный вход в храм. Две церковные лавки напротив него, соединенные крышей, образуют арку, ведущую во двор церкви.
В октябре 2000 года духовное училище переехало в другое здание, а в церкви Иоанна Богослова начался второй этап реставрации. Чтобы придать ей первозданный вид, снесли все промежуточные стены и полы между этажами, выбили арку из трапезной в притвор. Была воссоздана форма окон, отреставрированы фрески, которые когда-то вытравливали кислотой. 12 августа 2006 года состоялось торжественное водружение каркаса главного звена колокольни, а также главки и креста.
В 2012 году у алтарной стены воздвигли крест на месте предполагаемого упокоения праха Ивана Баташева и памятную плиту с высеченными на ней именами мастеровых, которые своим трудом и талантом прославили Выксу. А 5 ноября 2014 года на территории храма была заложена капсула с землей из некрополя старшего из братьев Баташевых, Андрея Родионовича, что в поселке Гусь-Железный Рязанской области.
Сейчас на территории Иоанно-Богословского храма возведено здание духовно-просветительского центра с трапезной и классами для воскресной школы.
Построен в 1799 году
В начале своего существования выксунский храм апостола Иоанна Богослова был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он был устроен тщанием Ивана Родионовича Баташева в ХVIII веке «в центре заводского села Выкса, между слободами Верхнего и Среднего заводов, на пригорке, осеняемом березами и по скату его соснами».
Это был второй каменный храм в Выксе. Своего прихода он не имел, а был приписан к главному — Христорождественскому. К западу от него располагалось одноэтажное деревянное здание богадельни. В 1857 году пристроили трапезную, в результате церковь удлинили в западном направлении. Колокольню поставили над новым западным входом: шарообразную главку заменили луковичной, а на фасадах, ниже яруса звона, появились кокошники. После перестройки храм приобрел форму корабля. Позже с южной стороны ко входу сделали каменный пристрой с двускатной крышей.
В начале XX века, вплоть до закрытия в 1936 году, церковь оставалась кладбищенской. Решение президиума Горьковского крайисполкома о ликвидации прихода датировано 15-м сентября. Поводом стал тот факт, что, согласно генеральному плану города, через закрытое к тому времени кладбище проходила транспортная магистраль. «Высвобожденное здание» предполагалось использовать под пионерский клуб, но этому воспротивились прихожане. Они составили жалобу и направили ее с ходоками Сталину. По словам очевидцев, «он, ознакомившись с прошением, был удивлен числом подписей и сказал, что весьма сожалеет, что до сих пор в наше время остается столько верующих людей».
Церковь закрыли, ее имущество перенесли в Христорождественский храм, а здание в мае 1937 года отдали под детский сад. Пробили новые окна, здание разделили на два этажа. Из внутреннего убранства сохранились лишь следы старой росписи внутри купола и чугунная винтовая лестница. Южный пристрой был снесен, зато появился другой — из силикатного кирпича, примыкающий к основному объему с севера. Бывшее кладбище, где захоронены сотни именитых граждан, в том числе и основатель заводов Иван Баташев, превратили в площадку для игр. Старинное здание оказалось в центре современной застройки.
Александр и Алена Баикины
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.