Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Боженька или Спаситель?
«Ведомости Нижегородской митрополии» №14 (260) 12:20, 3 августа 2023

Боженька или Спаситель?

Как научить детей молиться

Крошечный пищащий сверток, перевязанный голубой или розовой лентой… Это бесценное сокровище, приехавшее из роддома, верующие родители должны не только вырастить, но и воспитать в христианской традиции, не только одеть, обуть и выучить, но и дать возможность получить богатство нетленное. Как правильно провести крошечное существо по дорожке от дома к храму? На вопросы по этой теме отвечает настоятель Богородице-Рождественского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

— Сыну всего три месяца, его только что крестили, но все время до этого наша бабушка выражала желание помазывать ребенка освященным маслом и крещенской водой, крестила его утром и на ночь. Можно ли это делать, если ребенок не крещен?

— Почему же нет? Конечно, можно. Не могу припомнить хотя бы один аргумент в пользу запрещения доброго дела, которое делается с любовью.

— У моей крестницы недавно родился ребенок. Но крестить младенца родители не хотят. Говорят: «А зачем? Если ему захочется, он вырастет и сам решит, хочет ли он быть православным. У человека должен быть выбор». Что им на это ответить? И еще один вопрос. Значит я — ее крестная — виновата, что молодая мама не видит, не понимает значения таинства Крещения? Значит, я плохо за нее молилась?

— В православии допускаются обе формы крещения — над младенцем по вере родителей и восприемников (крестных) и над взрослым человеком, сделавшим сознательный выбор стать христианином. Но в православной семье была бы странной ситуация: верующие родители регулярно причащаются и молятся, а чадо их в этом не участвует. Неслучайно Деяния апостолов рассказывают о крещении сотника Корнилия со всем его домом, а домом в древности называлось не только строение, но все те, кто живет в нем. И это значит, что крещение принимает не один только сотник, но также и все его «домашние»: прошедшие оглашение словом Петровым и получившие дар Святого Духа (Деян 10:44). А именно: слуги Корнилия (Деян 10:7), благочестивый воин, находившийся при сотнике (Деян 10:7), родственники и близкие друзья центуриона (Деян 10:24). А также его жена и дети, которые, видимо, присутствуют по умолчанию. И второй ваш вопрос. Дело, конечно, не в том, что вы плохо за маму ребенка молились, а в том, что согласились стать крестной у невоцерковленных родителей. Ведь для того, чтобы воспитать христианина, нужно старание как родителей, так и крестных, давших Богу и Церкви обязательство заботиться о духовном росте своего крестника. Это большая ответственность для верующих людей, понимающих, что посвящение ребенка Богу — не обрядовые игрушки, а серьезное Таинство. Поэтому не стоит давать согласие стать крестной, не взвесив все за и против. А если уж так случилось, то остается усердно молиться за ребенка и его родителей, чтобы Гос­подь вразумил последних.

— С какого возраста ребенка нужно начинать приучать к молитве? Можно ли это делать, когда младенец еще в пеленках, и как конкретно это делать с грудничком? Ведь в таком возрасте он еще ничего не понимает, а молитва — это всегда личный разговор с Богом, от личности человека к личному Богу.

— Христос сказал: «… пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их…» (Мк 10:14–17). Это для нас: не препятствуйте! Пока ребенок не понимает слов молитвы, нужно молиться за него по родительской любви и вере. А когда начнет понимать, следует ему объяснить понятным языком, что такое молитва и научить молиться самого самыми простыми искренними словами. Главное, чтобы делал он это с радостью, без давления со стороны старших. И тут от родителей и близких людей многое зависит. Прежде всего, разумеется, их личный пример. Примером не может быть «вычитывание» молитв в молитвослове, им может стать только искренний разговор человека с Богом.

— Какой должна быть детская молитва? Наша бабушка все время говорит дочке «Боженька», «Попроси Боженьку». Правильно ли это? И нужно ли принуждать детей к молитве, если они не хотят утром или перед сном вставать вместе с отцом и матерью перед иконами?

— Насильно к Богу еще никого не удалось привести, а вот оттолкнуть — случается и нередко. Надо запастись терпением и находить слова не принуждения, а душевного участия. Это нелегко, но кто же, кроме вас, позаботится о душе вашего ребенка? Излишним давлением можно привить у малыша нелюбовь к молитве и к Церкви, и эта нелюбовь может остаться у него на всю жизнь. Такое случается и в религиозных семьях — отбирают родители армейским принуждением «делай как я» свободу выбора у своего сына или дочери, вместо того, чтобы вложить в его сердце радость общения с Богом. Для того чтобы этому научить, надо иметь большую любовь и не меньшее терпение, а также и знание возрастной психологии. Уменьшительные суффиксы имен Божиих если и можно применять, то только для детей самого раннего возраста, а потом нужно приучать их разговаривать с Богом по-взрослому. А то ведь слышишь порой во время причащения, как бабушка объясняет малышу о Теле и Крови Христовых: «Сейчас тебе сладенькой водички дадут!» Хочется спросить ее, зачем в храм-то пришла, сладенькой водички могла и дома внучку дать? Понимает ли сама, Что находится в Чаше? А насчет утреннего подъема скажу так: если вы собираетесь в храм, придется детей поднять (исключая младенцев, конечно, которых привозят непосредственно к Причастию), а если не в храм, так зачем их будить? Пусть спят. Когда проснутся, тогда и помолятся, а вы проследите, чтобы малыши это сделать не забыли.

— Слышала, что существует детское молитвенное правило. Что это такое? Установленный и одобренный Церковью перечень молитв, или родители вправе собрать его самостоятельно? Если можем сами, то каким оно должно быть, и как приучить к нему ребенка?

— Не нравится мне слово «приучать». Ребенок ведь не кошка или собака, которых приучают знать свое место и т. д. Если следовать «приучению», то можно воспитать фарисея, который будет все внешне исполнять, а душа останется холодной. Не слепого исполнения ждет от нас Господь, а подготовки души к встрече с Богом, что происходит во время литургии, в таинстве Причащения Тела и Крови Христовых. Спаситель говорит: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф 9:13). Чувствуете разницу? Милость — от сердца, жертва — от ума. Не нужно каждый день спрашивать ребенка: «Ты вычитал правило? Нет? В угол поставлю!» Пусть он видит, что вы это правило читаете. Пусть он в воскресенье придет в храм и не прос­то стоит на службе бездумно, а научится понимать, что там происходит. Научите (не приучите) его читать «Отче наш…» и «Богородице Дево, радуйся…», и если он знает эти молитвы и молится — это уже большая радость. Потом и правило сумеет читать не по-фарисейски. Зачем изобретать велосипед, когда на нем уже давно катаются? Есть детские молитвословы — открывайте, объясните детям и пусть себе молятся.

— На день рождения, в два года, нам подарили детскую Библию. Не рано ли в этом возрасте читать детям такие серьезные книги? И во сколько лет это лучше всего начинать делать? Кроме Библии, какую детскую православную литературу можно посоветовать для ребенка? Например, старшая дочка уже скоро пойдет в школу — какие книги православной тематики подойдут для нее?

— Воспитывают ребенка книги не только сугубо православной тематики, но все добрые книги, а их немало. Ведь и детскую Библию надо читать малышу с объяснениями. А вы можете это сделать? Все сюжеты сумеете пояснить? Наверное, следует что-то прояснить для себя, найти понятные ребенку слова, чтобы он понял суть прочитанного. Все дети разные, потому и подход к каждому должен быть индивидуальным. Все вместить в понятие «православная литература» невозможно. Вы сами пришли в Церковь? Хорошо. Что вы читали в детстве? Значит, и вашему малышу это прочитать не помешает. Конечно, и новых книг много — выбирайте то, что подойдет именно вашему ребенку. Главное, чтобы ему было нескучно, а нескучно бывает, когда понятно и интересно. Других критериев я не знаю.

— С семи лет мы водили ребенка в воскресную школу. Сейчас у него начался переходный возраст, и он начинает сомневаться в самых важных вещах, например, спрашивает: «А Бог действительно есть? А кто Его видел?» Он стал реже ходить в храм, приходится уговаривать. Боимся, как бы он совсем не отошел от храма. Как быть в этой ситуации?

— Пришло время личного выбора. Если вы сумели в раннем детстве посеять в душе у вашего чада зернышко веры, оно взойдет, не мешайте ему и отпустите. Нельзя давить, но надо уметь отвечать на вопросы. Ребенок вас спрашивает: кто видел Бога? Хороший вопрос и несложный. Скажите, что святые видели. А почему я не вижу, задаст он следующий вопрос. А вы из Евангелия в ответ: «Блаженны (то есть, счастливы) чистые сердцем, ибо они Бога узрят…» (Мф 5:8). А ты чист сердцем? Вот когда сердце станет чистым, тогда и Бога увидишь. Расскажите подростку все о Нагорной проповеди, ведь это очень интересно и полезно знать взрослеющему человеку. Разговаривать надо с детьми с любовью и, конечно, со знанием дела.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.