Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Будем ли потакать невежеству?
18:24, 2 апреля 2015

Будем ли потакать невежеству?

1427982266Празднуя тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира, мы  по праву называем наше время Вторым крещением Руси. Но необходимо помнить, что параллельно с крещением народа должно идти грамотное воцерковление, вплетение уклада всей жизни в традиции Церкви. Это особенно наглядно показали нам ужасы и  потрясения ХХ века, взорвавшие, растерзавшие размеренный, воцерковленный быт нашего народа.

Возрождая ныне духовную жизнь, сохраним все ценное, что было в прошлом, и будем стараться избавиться от тех уродливых явлений, которые вошли в нашу церковную жизнь в результате лихолетья разгула богоборчества.

Одним из таких уродливых родимых пятен остается так называемое заочное отпевание. Откуда оно появилось? Отпевание вообще — народное название чина церковного погребения. Поскольку любое важное обстоятельство жизни христианина укореняется в жизни церковной общины, то и, естественно, его переход в вечность связан с общей церковной молитвой о нем, молитвой его родной христианской общины. И радостями, и горестями христианину свойственно делиться со своими ближними. А кто ему ближе всех? Члены его общины.

Посмотрим, как совершалось отпевание на Руси до слома традиционной жизни. Чин отпевания, как и чинопоследования многих других треб, вырастает из литургической традиции Церкви. В цельном своем виде он  представляет собой полный круг суточных богослужений, носящий заупокойный характер. Это сделано потому, что первейшее желание как самого усопшего, так и  его скорбящих сродников, — встретить и провести эти жизненные события с членами своей христианской общины, как можно полнее освятить их молитвой.

Таким образом, молитвенное попечение об усопшем начинается еще до его смерти. Церковь молится вместе с умирающим (читается канон на исход души), в момент смерти (канон по исходе души от тела), и все время после опрятания (обмывания, одевания тела усопшего) беспрестанно читается Псалтирь и  совершаются панихиды и литии.

Накануне дня погребения усопший доставляется в церковь и  находится там с вечера до середины следующего дня, над ним совершается полный круг заупокойных богослужений: заупокойное всенощное бдение — парастас, в  течение ночи читается Псалтырь, утром служится заупокойная Божественная литургия, а потом уже собственно чин погребения — отпевание.

Все это продиктовано неизмеримым благом и великим утешением, которое получает душа новопреставленного. Как говорят святые отцы, душа при разлучении с телом испытывает весь ужас и противоестественность смерти, которой, как известно, Бог не творил. Душа при этом ввергается в великую тяготу и смущение. Единственное, что ей помогает в этот момент, — это молитва близких людей, даже если новопреставленный не был воцерковленным человеком при жизни.

Тем более тянется к своим духовным братьям и привычному месту молитвы — своему храму — новопочивший воцерковленный человек. Это единственное, что мы можем сделать для наших дорогих усопших, это единственное, что им нужно. Ни дорогой гроб, ни рюши и фестончики, которыми мы стараемся его украсить, не значат для души усопшего ровно ничего. Он ждет от нас только молитвы — молитвы родных и молитвы всей Церкви. На глубокой вере в это выросли традиции погребения наших предков.

В дореволюционной России и сельские поселения, и городские кварталы были приписаны к определенным приходам. Требоисправление (крещение, венчание, отпевание) разрешалось совершать только в храме своего прихода. Наши предки старались устроить как можно большее количество приделов в приходских храмах. К чему бы это? А также многие, наверное, обращали внимание, что на  территории некоторых более-менее сохранившихся от разрушения приходов существуют отдельно стоящие часовни. Приход возрождается, часовня реставрируется, но применение часто ей не находится, и она либо пустует, либо несет хозяйственные функции. Что это за часовня?

Это усыпальница. Представьте, к приходскому храму приписано несколько деревень. Многие из них отстоят на десятки километров, кладбище чаще всего в том же селе, где и храм. Человек умирает, его везут в церковь, на  лошадях — понятно, с какой скоростью: в один день похорон не совершить. Тем более могли случаться затяжные метели, дожди, снегопады, трескучие морозы — словом, такие периоды, когда целыми днями, а то и неделями невозможно выкопать могилу. Тогда усопших оставляли в этих часовнях-усыпальницах на какой-то период. До тех пор, когда погребение станет возможным. А родные либо возвращались на  время домой, либо жили по родственникам в этом селе.

Что касается многоклирных городских приходов, то здесь спасала множественность приделов. Усопшие могли совершенно спокойно находиться в одном из таких приделов, тогда как в основном приделе проводились службы любой продолжительности. Скажем, в день Святой Троицы, когда служба особенно длинна, ничто не мешало в боковом приделе или отдельно стоящей часовне начать отпевание по заведенному в приходе расписанию.

Как же появилось отпевание заочное? Оно вошло в нашу жизнь с  пушками Октября, канонадой Гражданской, похоронками двух мировых войн. Когда храмы разрушались врагами внутренними и внешними, когда можно было прожить жизнь и ни разу не увидеть священника — тогда, естественно, о полном чине погребения речи идти не могло. Миллионы погибших и пропавших без вести хорошо если были просто преданы земле, даже без указания имени. Естественно предположить, насколько было жгучим желание скорбящих сродников придать похоронам хоть какую-то видимость привычной обрядности.

Уродливое и корявое явление, оно так поначалу и  воспринималось. Со временем стало привычным. Выросли поколения, которые стали считать, что это законная разновидность обряда, что она существует так же, как, например, очная и заочная формы обучения в вузе…

В наше время возрождения церковной жизни на Руси нужно определяться с тем, что мы берем в будущее, что укореним в ткань новой традиции. На проходившем в феврале Архиерейском Совещании обрела яркие очертания соборная мысль, что у нас уже достаточно сил и материальной базы бороться с этим явлением. Священноначалие последовательно формирует общественное церковное мнение об искоренении заочных отпеваний. Оставим их в прошлом с похоронками, хлебными карточками и прочими реалиями отшумевших войн.

Приходское начальство должно уловить этот посыл и всячески приветствовать возрождение истинных традиций: служение парастасов, устроение усыпальниц, специальных приделов при храмах. В конце концов это еще более укрепит приходскую общинную жизнь, и по милости Божией вся жизнь православного христианина — от первого крика до гробовой доски — будет проходить в ограде церковной и освящаться молитвами Церкви.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.