Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Епархиальные новости > Будущее икон и мастеров
«Ведомости Нижегородской митрополии» 4 (202) 19:36, 2 марта 2021

Будущее икон и мастеров

Выездная школа реставрации продолжает работу

Человек, впервые попавший в реставрационную мастерскую, наверняка удивится представшему его глазам зрелищу: молодые специалисты с помощью обычного пылесоса подают из трубки воздух на поверхность иконы. Оказывается, так они убирают «мусор» в местах, где накладывали и шлифовали реставрацион­ный грунт. В некоторых местах живопись частично утрачена, и, чтобы сохранить святыни, требуется особое, бережное обращение.

И хирурги, и археологи

— Реставрацию можно сравнить с медициной, — говорит преподаватель мастерской реставрации Московского художественного института имени В. И. Сурикова Александр Козьмин. — Поэтому никаких вольностей допускать нельзя, здесь много специфических тонкостей. В нашем институте на эту профессию обу­чаются шесть лет, но и после получения диплома выпускник считается молодым специалистом.

Реставрационная мастерская, действительно, сродни операцион­ной. Только вместо человека на столе под яркой лампой — икона святого.

Образ апостола Иакова, как и другие иконы, над которыми работают начинающие специа­листы, привезен из Вознесенского храма села Степанова Арзамасского района. Вместо лика ученика Христова — белое пятно. За десятилетия забвения и святыня, и сама церковь понесли значительный урон. С прошлого года в степановском храме начат комплекс восстановительных работ. Повреждения икон стараются устранить участники выездной школы реставраторов.

Александр Козьмин дает задание своим ученицам — студенткам Московской Строгановской академии Екатерине и Анастасии: на небольшом участке иконы снять верхний красочный слой с целью узнать, есть ли под ним более ранняя живопись.

— Это примерно то же, что делают археологи. Мы употребляем одни и те же термины, занимаемся стратиграфией иконы, устанавливая, какие слои на ней присутствуют, в какой последовательности, какова сохранность нижних слоев, — объясняет Александр Александрович. — Уже понятно, что икону переделывали, перекрашивали, меняли формат и композицию, возможно, и цветовое решение. После снятия с иконы проб решение о сохранении верхних слоев принимает реставрационный совет. Часто поздняя живопись не является высокохудожественной, потому ее удаляют с поверхности, открывая более старую, более ценную.

На постоянную основу

— Главное, что у ребят есть желание трудиться, — говорит руководитель реставрационных мастерских при Нижегородской епархии инокиня Алипия (Андрейко). — Даже если они чего-то не знают, они учатся, преодолевают свои страхи, понимая, что если над собой не поработают, то не смогут совершенствоваться в своей профессии.

Выездная школа реставрации действует на территории Нижегородской епархии с прошлого года. Союз реставраторов России и Нижегородская митрополия заключили соглашение о сотрудничестве. Оно предусматривает прохождение практики студентами-реставраторами из Москвы, Санкт-Петербурга, Суздаля в епархиальных мастерских Нижнего Новгорода и Арзамаса.

Начинающие специалисты Анна Фоминых и Ольга Лис после завершения очередной школы 14 февраля выразили желание работать на постоянной основе.

— Мы находимся здесь две недели и за это время успели выполнить расчистку, укрепление, подведение грунта иконы, с которой нам поручили работать. У меня икона святых Фомы и Варфоломея, — рассказывает Анна. — Работа сложная, но интересная, хотелось бы ее продолжать.

— Я работала над иконой, которая имела сильные повреждения, — поделилась Ольга. — Участники предыдущей школы реставрации нанесли на нее профилактические заклейки. Какой святой был изображен, неизвестно. Мы пробовали просвечивать ее ультрафиолетом, и будем надеяться, что со временем станет ясно, чей лик на ней написан. На практике в университете мы выполняли подобные работы, но здесь у нас возможности намного шире. Поработать со старинными образами — очень ценный опыт.

Как признаются девушки, на первых порах к реставрации икон приступали с волнением, но иначе получить необходимые навыки невозможно, тем более что работают они под руководством опытных наставников.

— Выездную практику в разных городах мы проводим постоянно, — сказал Александр Козьмин. — Конкретно этот проект — очень хорошая идея. Для данной школы мы отбирали кандидатов из 40 человек, выбрали 14. Реставраторы не просто ремесленники, они должны быть людьми  разносторонне образованными, разбираться в истории искусства. Такие специалисты спасают гибнущие памятники культуры, так что реставрация — благородное дело.

К опыту Нижегородской епархии, по мнению руководителя Суриковской реставрационной мастерской, должны присмотреться и другие епархии. Главное, что в епархиальных мастерских дают возможность приобрести необходимый опыт, так как молодым специалистам зачастую неохотно доверяют ответственные дела.

— Многие, получив диплом, теряются, не зная, где найти работу, — отмечает инокиня Алипия. — Мы предлагаем для приобретения практических навыков свои площадки, чтобы выпускники видели дальнейшую перспективу.

Действительно, у проекта большое будущее. На встрече с участниками выездной школы реставраторов митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий отметил, что помимо восстановления святынь необходимо также создать систему мониторинга, позволяющую следить за состоянием икон и проводить научную работу.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.