Оказывается, обычный камыш, который растет на речке, может превратиться в ручку. Вернее, в палочку для написания текстов — нужно только обрезать стебель соответствующим образом. Можно еще найти гусиное перо или (самый простой способ) купить канцелярское в обычном магазине. И выйдут из-под вашей руки буквы и слова, от которых веет воздухом Древней Византии и новокрещеной Руси… Глаголы вечной жизни оживают в сердце. В этом убедились слушатели курсов каллиграфии при нижегородском храме в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Сундук золота
Открыть на приходе курсы предложила прихожанка храма Татьяна Германова. А настоятель церкви иерей Филипп Измайлов благословил и даже попробовал в этом искусстве свои силы.
— Доброе начинание, — говорит отец Филипп. — Я чувствовал это интуитивно, а потом убедился на опыте. Помню, сидел и писал буквы. Сначала «аз», потом другие. Движения мои были суетливы, поспешны (еще не вышел из повседневного ритма), и буковки были не слишком ровные, не очень красивые. Но к концу урока что-то произошло внутри. Я почувствовал, насколько умиротворен, спокоен, мысли пришли в порядок. И вдруг появилась потребность в молитве. Я дописал то, что требовалось, с Иисусовой молитвой, и в душе установился такой мир… Я почувствовал близость Бога. Все это было настоящим откровением. Я догадывался, что это душеполезное занятие, но чтобы так явно… Рад за тех, кто будет продолжать этот курс.
Занятия начались в 2021 году. Людей пришло много, всем желающим даже разместиться было негде. Постепенно кто-то отсеивался или приходил не на каждое занятие, но меньше 30 человек не бывало. Собирались по воскресеньям в три часа дня. И тишина стояла во время занятий необыкновенная. Если, конечно, Татьяна что-то не рассказывала. А говорила она о многом. На курсах прихожане не только учились красиво писать, они узнали много нового о Ветхом и Новом Заветах, литургике, о языке богослужения.
Татьяна — иконописец. Пять лет назад она переехала в Нижний Новгород из Ярославля. Сначала ходила в Архангельский храм на Автозаводе. Когда рядом с ее домом освятили церковь в честь преподобномученицы Елисаветы, стала его прихожанкой.
— Мои учителя — это создатель Центра искусства каллиграфии Петр Чобитько и Нина Саблина, один из крупнейших специалистов по церковнославянскому языку. Петр Петрович приезжал к нам в Ярославль, давал мастер-классы педагогам, мы общались. Лекции Нины Павловны мне давали читать и слушать, — рассказывает Татьяна Германова. — Курсы каллиграфии — это сразу несколько положительных моментов. Во-первых, общение. Людей объединяет общее стремление получить духовные знания. Дух Святой Руси чувствуется на занятиях благодаря общей молитве. Во-вторых, творчество. Мы пишем пером или палочкой, а не нажимаем на кнопки клавиатуры, то есть отрываемся от электроники, которой так много сейчас в жизни, и обращаемся к творческому началу. Когда человек видит готовые образы, а не создает их в своем сознании, это постепенно и незаметно лишает его творческих способностей. Третья цель курсов — знакомство с церковнославянским языком. Многие люди не понимают службы. Я удивилась, когда одна бабушка в храме сказала, что она уже 20 лет в Церкви и не знает, почему священники «туда-сюда ходят». Печально, когда люди не хотят сделать усилие и изучить богослужение, церковнославянский язык. Ведь научиться читать несложно, а затем придет понимание. Значение непонятных слов можно найти в интернете, на Священное Писание есть не только переводы, но толкования. Непонимание богослужения — это не вопрос языка, а вопрос нашего нежелания сделать над собой усилие.
Службы на церковнославянском помогают христианину ощутить себя частью славянской и мировой культуры. Еще Ломоносов утверждал, что существует три уровня русского языка: низший (бытовой, сленг), литературный и тот, на котором говорят с Богом, — церковнославянский. Это образный, поэтичный и музыкальный язык. Об этом тоже шла речь на занятиях — не только о пропорциях и золотом сечении, но и о самом ценном: духе, корнях и истоках.
— В православии есть все, но не все умеют этим пользоваться. И тогда мы похожи на людей, которые, имея сундук золота, просят копейки на паперти, — считает руководитель курсов.
Читаем, как предки
К сожалению, сейчас занятия временно приостановлены: в помещении идет ремонт. Когда он завершится, занятия возобновятся, и преподаватель с учениками с нетерпением ждут этого момента. За время учебы курсисты раскрылись и подружились, создали свою группу в Вайбере, где продолжают общаться.
— Раньше церковнослявянский язык был для меня как китайская грамота, — говорит Надежда Борисовна Троеперстова. — Знала, что он есть, но думала, что никогда не смогу ничего на нем ни прочитать, ни написать тем более, была уверена, что освоить его для меня невозможно. Но оказалось, что и читать, и писать не так сложно, как кажется. Преподаватель замечательный. Она и привила любовь. Сейчас читаю Псалтирь на церковнославянском. Думаю, в будущем стану читать на нем другие книги Священного Писания. Честно говоря, до курсов я не знала, что такое, например, Исход, а сейчас уже прочитала и Бытие, и Левит, изучаю Книгу Чисел. Пока читаю ее на русском, но, надеюсь, потом прочту на церковнославянском.
Валентина Петрикова — человек любознательный, всегда старается чему-то учиться. В свое время окончила катехизаторские курсы, теперь с удовольствием осваивает каллиграфию.
— Душа тянется, — говорит Валентина Николаевна. — Татьяна — прекрасный преподаватель, спокойный, сосредоточенный. Она задает тот тон, которому и должен следовать человек, желающий совершенствоваться в духовном плане. Атмосфера на занятиях — просто большое удовольствие. Пишешь, сосредотачиваешься. В тишине и покое собственной души.
Шестнадцатилетняя Анастасия — самая младшая на курсах. Однажды она увидела объявление в храме, потом услышала разговор на приходе. Стало интересно, и пришла.
— Я подумала, надо зайти посмотреть, пообщаться, — рассказывает девушка. — С каллиграфией я была совсем не знакома. И мне она очень понравилась. Как и сама атмосфера занятий — очень доброжелательная. Приходило много разных людей, появились новые знакомства. Начинали с самого простого — линеечек. Потом буковки. А когда на выставке итоговых работ посмотрела на наши рисунки, обрадовалась.
— Просто захотелось научиться красиво писать, — говорит Мария Гущина. — Тем более что это не обыкновенная каллиграфия, а связанная с Церковью, — что особенно важно. Азы церковнославянского языка я уже знала, в свое время занималась в Центре изучения Библии в Никольском соборе на Автозаводе. Раньше я редко на нем читала. Теперь благодаря этим занятиям Псалтирь читаю только на богослужебном языке. Стала чаще брать книги именно на церковнославянском.
Курсы для слушателей бесплатны, по итогам выдается документ об их окончании. Для этого нужно выполнить выпускную работу — красиво написать молитву или заповедь. Выставка работ проходит в храме.
Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.