Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Час суда Божия
«Ведомости Нижегородской митрополии» №24 (246) 11:37, 29 декабря 2022

Час суда Божия

Завоевание израильтянами Земли обетованной

Землей обетованной владели потомки Ханаана — сына Хама, навлекшего на свое потомство проклятие праведного Ноя. Все эти племена были погружены во тьму идолопоклонства. Особенно они боготворили Ваала и Астарту, олицетворявших солнце и луну. Служение богам отличалось грубой чувственностью и развратом. Для безнадежно закосневших в идолопоклонстве народов пришел час суда Божия, на них должно было осуществиться предсказанное Ноем уничижение Ханаана в лице его нечестивых потомков.

В книге Иисуса Навина особо выделены семь ханаанских племен: хананеи, хеттеи, евеи, ферезеи, гергесеи, аморреи и иевусеи. Юго-западную приморскую часть страны занимали воинственные филистимляне. Ханаанские племена были сильны и воинственны, их укрепленные города выглядели неприступными, что некогда устрашило израильских соглядатаев. Хотя страна была раздроблена на множество мелких владений и обособленных городов, враждовавших между собой, ее завоевание требовало необычайного мужества от израильтян и особенной помощи Божией.

Преемник Моисея

По смерти пророка Моисея Господь возложил звание вождя израильского народа на Иисуса Навина, ободрил его обещанием Своей помощи, поставил ему в непременную обязанность поучаться в Законе, переданном через Моисея, и повелел вести израильтян за Иордан для принятия в наследственный удел обещанной им земли.

«Надлежало, чтобы Моисей вывел народ из Египта, а Иисус ввел его в наследие, и чтобы Моисей, как и Закон, имел конец, а Иисус, как слово и неложный прообраз Ипостасного Слова, был проповедником для народа; и Мои­сей дал манну в пищу отцам, а Иисус — хлеб как начатки жизни, прообраз Тела Хрис­това; как и Писание говорит, что манна Господня прекратилась тогда, когда народ стал есть хлеб от земли», — объясняет святитель Ириней Лионский.

Господь обещал вселить ужас в потомков Ханаана и во всем помочь Иисусу Навину: «Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь Закон» (Иис Нав 1:5–7). Таким образом, обетование всесильной помощи требовало напряжения всех собственных сил, и благословенный успех был возможен лишь при условии строгого исполнения народом Закона Божия.

Посуху через Иордан

Первый город, которым предстояло овладеть евреям, был Иерихон. Перед его взятием Иисус Навин отправил в город двух соглядатаев. Когда они вернулись, вождь велел народу перед вхождением в Землю обетованную совершить обряд очищения и на третий день выступить к Иордану. Было время весеннего половодья, когда переправа особенно трудна. Подобно вступлению в новую свободную жизнь после египетского рабства, вхождение в Землю обетования должно было ознаменоваться чудесным преодолением водной стихии.

Как и переход с Моисеем через Красное (Чермное) море, переход с Иисусом Навином  через Иордан предначертал спасительное таинство Крещения, в котором под водительством Иисуса Христа следующие за Ним чудесно переходят из пустыни греха в обетованное Господом Царствие Небесное.

Как только идущие впереди священники омочили ноги, воды Иордана разделились. Вверх по реке вода остановилась и стала накапливаться стеной, а оставшаяся в русле быстро утекла. Израильтяне чудесно перешли Иордан посуху, «дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна» (Иис Нав 4:24).

Алтарь ветхозаветного крещения

Когда переправились все колена, Иисус Навин, по наставлению Божию, велел одному человеку из каждого вынести со дна Иордана по большому камню и сложить на том берегу, на который вышел народ; другие 12 камней он повелел сложить на том месте, где стояли священники с Ковчегом Завета, «в память того, что вода Иордана разделилась пред Ковчегом Завета Господа; когда он переходил чрез Иордан» (Иис Нав 4:7).

«Алтарь сей (воздвигнутый из 12 камней на берегу Иордана) есть Еммануил, приемлющий крещаемых по крещении их. Камни же изображают собою племена и народы, которые, по крещении, созидаются в сей алтарь и в единении духа составляют из себя единое целое. Мел (которым был выкрашен впоследствии этот алтарь) указывает на белые одежды, в какие облекаются восходящие от святых вод. А тем, что камней не касалось железо, дается разуметь, что собственная праведность крещаемых есть ничто», — пишет преподобный Ефрем Сирин в толковании на книгу Второзакония. Святитель Григорий продолжает: «Иисус Навин, положивши в потоке 12 камней, очевидно сим предызобразил 12 учеников, служителей крещения».

Ступив на Землю обетованную, израильтяне по повелению Божию совершили обрезание, не соблюдавшееся в годы странствования по пустыне, и Господь сказал Иисусу: «…ныне Я снял с вас посрамление египетское» (Иис Нав 5:9). Обрезание символизировало очищение, вхождение в Завет и было также прообразом таинства Крещения. Это знаменательное место было названо Галгал («свержение, освобождение»). Здесь израильтяне третий раз совершили Пасху, поскольку впервые после исхода из Египта они могли выпекать опресноки и были очищены обрезанием. С этого времени небесная манна перестала выпадать, и народ должен был питаться плодами Земли обетованной.

Подготовил иерей Сергий Ураков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.