Борьба — главное содержание духовной жизни. Подбор позиции, оружия, тактики — все как на поле брани. Боремся с собой, своими привычками, обстоятельствами, хворями, используя молитву, пост, воздержание, добрые дела, но все напрасно. Иногда начинает казаться, что мир Божий никогда не поселится в сердце. Что же с нами не так, почему мы не видим плодов своей духовной жизни? На этот и другие вопросы отвечает настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки протоиерей Владимир Гофман.
— В моей жизни случаются периоды, когда мне бывает особенно трудно вставать по утрам. Через силу иду на литургию воскресным утром. С трудом выстаиваю ее в постоянной борьбе со сном. А вернувшись домой, до вечера сплю. Есть ли смысл в таких походах в храм? Как быть дальше? По-прежнему принуждать себя или ходить в храм через выходной?
— Нам все дается по нашей вере. В том числе и испытания. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Хотите укрепить веру и силу воли — прилагайте усилие, побеждайте немощь и лень. Но дело ведь не только в молитве. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного…» (Мф 7:21). А в чем же воля Отца? В делах любви и милосердия, которые мы призваны совершать. В победе над собой, в стремлении к Богу. Он ведь заповедал нам быть совершенными, как Отец Небесный (Мф 5:48), а мы сон победить не можем.
— Насколько можно приложить к жизни обычного человека слова: «Сила Моя совершается в немощи»?
— Это слова Господа святому апостолу Павлу, которые он приводит во втором послании жителям Коринфа: «[Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен…» (2 Кор 12:9–10). Думаю, из контекста все становится ясным. Многие святые отцы размышляли над этими словами. Вот, например, что говорил блаженный Августин: «Чем легче кто-либо побеждает, тем меньше сражается. А кто будет сражаться внутри себя, если изнутри не будет сопротивления? И почему из нас исходит сопротивление, если в нас нечего исправлять и исцелять? Итак, единственная причина для наших сражений — наша немощь; и наоборот, немощь — напоминание против гордости. На самом деле та сила, которой человек не гордится в этой жизни, хотя и может, совершается в немощи».
— Для чего нужна молитва за болящего? Как я понимаю, не только ради его выздоровления. Нередко за человека молится очень много людей в течение длительного времени его болезни, а болящий все равно умирает. На душе остаются осадок и растерянность: почему наша молитва не помогла? Не дошла до Бога?
— Молитва всегда доходит до Бога, и Господь ее принимает, когда она искренняя. Но о каждом из нас у Бога есть Свой Промысл: когда рождаться на свет, когда покидать его. Господь не волшебник из детской сказки, исполняющий желания хороших мальчиков и девочек. Мы молимся Ему о своих близких из любви, поэтому и молитва нужна не только болящему, но и нам. Она полезна душе, в труде обретающей совершенство. В любви к ближнему проявляется любовь к Богу. А помощь от Него всегда промыслительна. Если наша просьба совпадает с Промыслом Божиим о болящем, он исцелится. Конечно, по милосердию и, опять же, исходя из Промысла, иногда Господь может изменить Свои намерения в отношении человека — таких примеров в Священном Писании немало. По молитве Господь продлил жизнь праведному Езекии, царю Иудейскому (4 Цар 18–20). Мы же должны принимать Его волю со смирением, какой бы она ни была.
— У моей матери неизлечимая болезнь, которая доставляет ей большие мучения. Она глубоко верующий человек. Общие знакомые, знавшие ее доброту, отзывчивость, крепкую веру, спрашивают меня, за что ей такие страдания. И правда, батюшка?
— Для спасения души. Приведу примером не свои слова. «Старец о. Алексей Зосимовский так говорил об этом: «Кто тебе сказал, что Бог наказывает кого-либо за грехи, как принято у нас часто говорить, при виде ближнего, впавшего в какую-либо беду или болезнь? Нет, пути Господни неисповедимы. Нам, грешным, не дано знать, почему Всесильный Господь допускает на свете часто уму человеческому непостижимые как бы несправедливости. Господь все видит, все допускает, а вот почему Он допускает, нам, грешным, знать и не полезно». Так что не нужно задаваться вопросами «за что» и «почему». Мы не найдем ответа, да и не полезно это знать, как говорят святые отцы.
Мне по душе слова из ветхозаветной книги Иова: «человек рождается на страдание, [как] искры, чтобы устремляться вверх» (Иов 5:7). Для того чтобы «устремляться вверх», то есть к Богу, мы должны потрудиться, иначе в чем же будет наша заслуга?
Вот что говорит апостол Павел в Послании к римлянам: «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда…» (Рим 5:3–4). Для того чтобы мы обрели эту надежду на спасение души, и даются нам скорби. Христос не обещал нам легкой жизни, Он говорил, что христиан будут и гнать, и убивать за Него: «будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф 10:22). Он же и утешает нас надеждой. «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни…» (Откр 2:10).
— Святитель Лука Войно-Ясенецкий писал: «Мы духом совсем не молимся, а произносим слова машинально, не вникая в то, о чем просим». Как же научиться сердечной и внимательной молитве, «обратить к Богу воздыхания наши» и источать слезы? Особенно среди суеты житейской, когда даже время на молитву с трудом получается найти?
— Одного для всех рецепта о том, как молиться Богу, нет и быть не может. Есть тексты молитв, есть правила и рекомендации святых отцов. Но каждый выбирает свой путь. А вот что нам говорит Сам Спаситель, отвечая ученикам на этот вопрос: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш…» (Мф 6:7–13). И произносит молитву, которую мы называем Господней, потому что ее дал нам Сам Бог. Вот как — не в многословии, а в искренности! Но Христос называет и условие, при котором молитва будет услышана, а просьба исполнена. Читаем там же: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный…» Лакмусовой бумажкой тут является наше отношение к людям. Конечно же, молитва будет не принята, когда произносится в суете, впопыхах, лишь бы прочитать слова. А как выбрать время и место для сердечной молитвы, это уж каждый молящийся решает самостоятельно.
— Один мой знакомый, усердно подвизающийся христианин, начал вести такую жизнь, будто никогда не ходил в храм, не читал Евангелие и не боролся со страстями. По какой причине человека может постигнуть такое искушение — бесчувствие, душевная холодность — и как с ним бороться, чтобы не отпасть от Бога и Церкви?
— Стать христианином формально нетрудно, христианином быть — тяжелый труд. Не всякий его выдерживает. Претерпеть надо до конца, а сил не хватает. Кругом искушения, а жизнь без Церкви кажется такой легкой и доступной, такой притягательной! И не выдерживает человек посылаемые ему скорби и лишения. Вера как огонек на ветру, ее нужно поддерживать, укреплять, чтобы она не погасла, а разрасталась в яркий костер. Не у всех получается. От нас требуются старание, терпение, труд — все это показал нам Своей жизнью, страданиями и смертью на Кресте Сам Спаситель. Живи по Евангелию — все получится.
— На исповеди часто слышу от священников совет уповать больше на Бога, довериться Ему. От самонадеянности все мои беды, страсти и грехи. Но как научиться всецело полагаться на Господа? Твержу себе постоянно: «На все воля Божия», а в душе смута и тревога. Снова, получается, Богу не доверяю. Как быть?
— Поговорка не случайно придумана: на Бога надейся, но и сам не плошай! Трудись над своим спасением, и Господь тебе поможет. Святые отцы говорили так: «Бог создал нас без нас, но спасает нас не без нас». Мы участники своего спасения. Господь в Евангелии показал нам дорогу; «Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:5–6). Он помогает нам идти по этой дороге, но ведь шаги-то делаем мы сами. И если знаем, куда идем, то тем самым и исполняем Его волю.
Подготовила Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.