Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > «Честное преставление Богоматере восхвалим…»
12:41, 28 августа 2013

«Честное преставление Богоматере восхвалим…»

Смерть издревле казалась человеку величайшей из всех возможных загадок бытия. Смерть всегда вызывала страх и трепет, растерянность и недоумение. Атеист может всю жизнь ожидать смерти как полного самораспада. Христианин же даже готовясь к смерти — готовится к жизни. «Бог смерти не сотворил, но создал человека в обручение бессмертия» — написал некогда Константинопольский Патриарх святитель Фотий (IX век). Подтверждением этих слов стали события, легшие в основу праздника Успения Пресвятой Богородицы.

История праздника

Когда Богоматерь узнала от архангела Гавриила, что Ее земная кончина уже близка, совершилось чудесное явление: силой Божией в Ее дом были собраны все апостолы, находившиеся тогда в самых различных странах (не было только апостола Фомы), которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии.

По церковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На третий день к ним присоединился отсутствовавший при Успении Фома, который очень страдал оттого, что не смог проститься с Божией Матерью. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Пресвятой Девы. Но, ко всеобщему удивлению, они не нашли тела Богоматери внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило удивительное благоухание.

Православная Церковь верит, что Богоматерь воскресла на третий день после Своего Успения — подобно тому, как некогда воскрес и Ее Сын, и вознеслась телесно на небо — подобно тому, как на сороковой день после Воскресения вознесся на Елеонской горе Иисус. В этом предании заключена христианская истина о грядущем всеобщем воскресении людей в день Второго Пришествия Господня, когда, по словам апостола Павла, Сам Христос наше воскресшее тело «преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп 3: 21).

Особенности Богослужения

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, один из важнейших, посвященных прославлению Божией Матери, относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви.

Он предваряется недолгим, но довольно строгим Успенским постом, который даже рыбу дозволяет вкушать лишь один раз — в праздник Преображения Господня. Кроме того, в этот строгий пост растительное масло разрешается уставом для употребления лишь по субботам и воскресеньям.

Начиная с XV столетия на третий день праздника в отдельных поместных Церквах совершается особая служба погребения Божией Матери. В XVI веке она уже была широко распространена и на Руси. На праздник Успения Божией Матери богослужение совершается в голубых (Богородичных) священнических облачениях в виде торжественного всенощного бдения с литией.

Утром — в самый день Успения — служится Божественная литургия. На третий день, как уже указывалось выше, совершается чин погребения плащаницы. Эта плащаница подобна той плащанице Христа, которую можно видеть в православных храмах на Страстной седмице, однако она изображает уже не Господа, но лежащую во гробе Богоматерь.

По образцу утрени Великой субботы (совершаемой вечером в пятницу на Страстной неделе) перед Успенским погребением плащаницы прочитываются «похвалы», посвященные Богородице и Ее Успению. Затем происходит торжественный обход с плащаницей вокруг храма.

В тропаре праздника подчеркиваются чудесные особенности обстоятельств Рождества Христова, определившие и те удивительные события, что сопровождали Успение Богоматери. Став Матерью Бога, Источника и Подателя жизни для всего существующего, Она не могла умереть — в привычном смысле этого слова, а лишь перешла от временной жизни к жизни истинной, подлинной, вечной.

В канонах и стихирах праздника подчеркивается радостный характер события Успения Богоматери. Здесь нет скорби об Умершей, но — подлинное ликование победы над смертью: «Приидите вси концы земнии, честное преставление (смерть) Богоматере восхвалим, в руце бо Сына душу непорочную положи. Темже святым Успением Ея мир оживотворися: во псалмех и пениих и песнех духовных, со безплотными (ангельскими силами) и апостолы празднует светло».

Иконография

На иконах, изображающих Успение Богоматери, рядом с Ее ложем всегда возвышается величественный Христос, держащий на руках запеленутую младенческую фигурку: она символизирует душу умершей Богородицы, душу, которую в миг Успения пришел принять на Свои Божественные руки Ее Сын. Эта детская фигурка и являет нам образ того духовного «рождения в смерти», что вводит человека в вечное бытие. Как говорит о значении события Успения Пресвятой Богородицы преподобный Иоанн Дамаскин, «не смертью назову священное Твое Успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа… Ты сотворила смерть светлой, освободив ее от уныния и наполнив ее радостью».

Подготовила Людмила Крапивина