Вы не обращали внимания, как часто не совпадают названия церковных праздников в официальных православных календарях и народном обиходе? Понятно, что старые люди говорили и говорят с ошибками, ведя речь о чем-то церковном. Коверкают даже название праздников Рождества Христова и Богоявления. А уж бедное Сретение… Но нередко и в печатных изданиях и даже в каких-то календарях встречаем некорректные названия.
Этот подлог понятен — попытка говорить с читателем на более доступном языке. Но выходит наоборот. Человек покупает такую литературу, принимая ее за облегченную версию церковного, а это не так.
В так называемых народных календарях есть праздники: Первый Спас, Второй, Третий. Или Медовый Спас, Яблочный, Хлебный… Как в них разобраться? Как относиться к таким календарям? Какой они могут принести духовный вред? И главное, какую можно получить от них пользу?
В русской культуре народные обычаи и предания прочно вплетены в церковный православный календарь. Возникло это не случайно: в древние времена люди не имели никакого другого календаря, кроме церковного, и по датам главных церковных праздников обозначали основные этапы своей жизнедеятельности. Именно поэтому многие церковные праздники приобрели в обиходе двойное звучание. Помимо богословского смысла, в них вкладывался народный и, можно даже сказать, природный смысл, который связан с тем, что на тот или иной праздник начинался, допустим, сбор урожая или открывались посевные работы и т. д. Весь уклад жизни народа был связан именно с такой интерпретацией календаря.
Нужно учесть и развитие тогдашнего общества, уровень образованности. Наиболее значительные труды были положены российскими учеными в XIX–XX веках по сбору образцов фольклора: песен, сказок, пословиц, примет. То, что сейчас издается в народных календарях, — срез сведений о народной жизни рубежа XIX–XX веков.
Разгром всего уклада жизни нашего народа в ХХ веке показал, что церковные праздники трансформировались в народные, вплоть до потери богословского смысла, а вторичный, дополнительный смысл вышел на первое место. Это неправильное восприятие церковного календаря, против которого Церковь возвышает свой голос.
Итак, что мы сегодня имеем? Церковь тысячу лет боролась на Руси с пережитками язычества, но, как показали труды этнографов, к рубежу XIX–XX веков в головах большинства крестьян продолжала сидеть каша из полухристианских и языческих верований. Крестьян было около 90 процентов населения. После революции, Гражданской войны, коллективизации, индустриализации, урбанизации, к концу периода богоборчества и ко «второму Крещению Руси», как наше время называл Патриарх Алексий II, подавляющее число россиян переместилось в микрорайоны городов. Уровень образованности резко вырос. Нам это только плюс. Церковь всегда за просвещение народа.
Научный тип менталитета, который формируется под воздействием науки и просвещения, всегда поладит с истинными религиозными чувствами, которые являются врожденными, неистребимыми. Одинаково же враждебен как религиозному, так и научному, мифологический тип, магический. Именно он культивируется язычеством.
Вот хороший пример — праздники в августе, которые в народе называются Первым, Вторым и Третьим Спасом. За каждым из них стоят конкретные события священной или церковной истории. Что касается Первого и Третьего Спаса, то это церковные праздники Изнесения Честных Древ Животворящего Креста и празднование в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, отмечаемые соответственно 14 и 29 августа (по новому стилю). Сельская жизнь была устроена так, что к этим праздникам созревал первый урожай. Поэтому стало традицией освящать мед на Первый Спас прежде всего потому, что в этот день по уставу положено совершать водосвятный молебен. Второй Спас, Яблочный — не что иное, как двунадесятый праздник Преображения Господня. Еще в Византийской Церкви установился обычай освящать в этот день гроздья винограда нового урожая. Виноград — это евхаристический символ, виноградное вино используется для святого Причастия, и освящение гроздьев винограда нового урожая — значимое богослужебное литургическое действо, потому что вино нового урожая будет использоваться в течение всего следующего года за Божественной литургией. На Руси это указание Типикона приобрело новое звучание: в этот день стали освящать плоды, прежде всего яблоки.
Евхаристический мотив в нашей богослужебной практике не мог быть воспроизведен в точности в силу других климатических условий, но практика освящения плодов в этот праздник подчеркивает мысль о том, как правильно относиться к плодам нашего труда, которые мы получаем от Бога. Это важное учение о жертве, о начатках.
Что касается Хлебного Спаса, к этому времени созревают зерновые культуры, прежде всего пшеница, и освящение хлеба в храме — также значимое действо, поскольку хлеб — тоже евхаристический символ. Он используется за богослужением в виде просфор и вообще является символом человеческого труда. Освящение в этот день хлеба и зерна в храмах — хорошая церковная традиция и важный урок веры.
Что касается названий: этих Первых, Вторых, Яблочных и прочих — о чем это говорит? О том, что во время привития народу новых праздников у людей были проблемы с запоминанием и пониманием сути.
Каковы же выгоды нашего времени? Люди, стоящие на пороге Церкви, гораздо более образованны. Они с интересом и удовольствием открывают для себя историю церковных праздников. Им легко понять и Происхождение, и Преображение без перечисления Спасов по номерам. Вторая и главная выгода — возможность ревизионировать багаж народной душевно-духовной жизни. Еще в начале XX века почти по всей Руси в деревнях устраивали языческие игрища типа русалий или похорон Костромы, а сейчас это ушло. Само! Без проповеди миссионера! А мы? В подробностях восписуем гадания, шьем скоморошьи ряженые костюмы. Станем ли возрождать то, что отшелушилось, отболело? Не последний ли у нас шанс взращивать в душах чистые семена Христовой веры?
Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.