Церковь не в бревнах, а в ребрах, гласит народная поговорка. Как ее понимать? Здесь обыгрываются два значения слова «церковь» — здание и общность людей. И что же, пословица утверждает, что постройка не есть церковь? Конечно, храм, выстроенный хоть из бревен, хоть из камня — тоже церковь, но первоначальное и истинное значение этого слова иное: собрание верующих. Объединенных единой верой, едиными устами, единым дыханием и единым сердцем, в унисон бьющимся в ребрах предстоящих Богу. Как же мы верим в эту Церковь и что знаем о ней?
В Послании восточных патриархов о православной вере сказано: «Веруем, как и научены верить, в так именуемую и в самой вещи таковую, то есть единую, святую, вселенскую, Апостольскую Церковь, которая объемлет всех и повсюду, кто бы они ни были, верующих во Христа, которые ныне, находясь в земном странствовании, не водворились еще в Отечестве Небесном».
Калибр значений
Слово «церковь», по-гречески «екклисиа», означает собрание или общество званых (от греч. «еккалео» — призываю). В христианском смысле это общество лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших ему, тот самый «род избран», то есть общество избранных — в смысле уверовавших во Христа в отличие от неверующих в Него.
Слово «церковь» употребляется в нескольких неравнозначных значениях. В самом широком понимании под Церковью Христовой разумеется общество всех разумных свободных существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним, как своей единой Главой. В этом смысле к составу Церкви принадлежат не только все православные христиане, ныне живущие на земле, не только все скончавшиеся в истинной вере, когда бы они ни жили и где бы ни находились, но и ангелы.
Одни из членов Церкви Христовой, понимаемой в этом обширном смысле, живут на земле, другие — в обителях Отца Небесного. Не отторгнуты от тела Церкви и те из усопших, которые скончались в вере и покаянии и, хотя не успели принести плодов, достойных покаяния и не удостоились небесных наград, но имеют надежду достигнуть вечного блаженства по вере и ходатайству Церкви. Перестают принадлежать к Церкви только те из умерших, которые сами отторгли себя от нее еще при жизни, вовсе потеряв веру во Христа и умерев нераскаянно.
Во втором, более узком смысле, Церковь есть общество верующих, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Церковь, состоящая из живущих на земле членов, является земной, видимой и называется еще странствующей или воинствующей, а Церковь, состоящая из святых и всех усопших в вере и покаянии, — невидимой, небесной и торжествующей.
На земле и на Небесах
Земная Церковь ведет брань (войну) со многими видимыми и невидимыми врагами и будет вести ее до конца истории. Существует икона XVI века, которая так и называется — «Церковь воинствующая». На ней изображено шествие всех святых — и людей, и ангелов, — возглавляемое Самим Солнцем Правды — Господом Иисусом Христом. Небесная Церковь уже свободна от брани с врагами и от всяких опасностей, она уже достигла Небесного Отечества и торжествует, участвуя во славе Христа, Победителя смерти и ада.
Церковь земная по отношению к небесной есть состояние подготовки к вечному и постоянному пребыванию в Небесном Иерусалиме. Церковь торжествующая постоянно пополняется новыми чадами из земной церкви, духовно рождающей их и препровождающей в вечность. Небесная Церковь, в свою очередь, помогает Церкви земной в достижении ее главной задачи — спасения ее членов — своим молитвенным предстательством пред престолом Божиим.
В самом узком и — одновременно — наиболее распространенном смысле термин «церковь» употребляется по отношению к Церкви земной.
Есть и еще одна церковь — так называемая малая. Это семья православных христиан.
Основав Церковь, Господь Иисус Христос не оставил ее развиваться саму по себе, Он по сей день находится во внутреннем и сущностном единении с нею как ее невидимый Глава.
Главенство Христа в Церкви состоит не только в том, что Он является ее Основателем, но и в том, что Он есть источник новой, святой жизни, получаемой от Него, как от нового Адама, нового родоначальника, нового Главы, вместо прежней греховной жизни, получаемой от ветхого Адама — главы и родоначальника падшего человечества.
Обнять умом или верить?
В Символе веры мы каждый раз утверждаем, что веруем в Церковь. Но как это? Вот она, Церковь-то. Видимая и явная. Как в нее верить? Вера в Церковь, как и вера в Бога, предстает как смычка трех понятий: веры, доверия и верности.
Итак, мы верим, что земная, или видимая, христианская Церковь есть основанное Господом Иисусом Христом общество верующих в Него, таинственно соединенных в духовное тело Христово, в котором через учение, таинства и видимое иерархическое руководство (священноначалие), под невидимым главенством Самого Иисуса Христа и действием Святого Духа, продолжается и будет продолжаться до скончания века освящение людей, данное через искупительный подвиг Христа Спасителя.
Церковь есть учреждение божественное. Но почему Господь Иисус Христос для продолжения Своего дела на земле учредил это общество спасаемых? Общество внешнее, видимое? Это требовалось самим фактом воплощения Сына Божия. Если бы Он для спасения людей не принимал человеческой природы, а только нисходил в сердце каждого человека Своей благодатью, энергиями, тогда не было бы надобности в видимом обществе верующих, в видимой Церкви, и можно было бы согласиться с тем, что для спасения необязательно быть членом Церкви и жить ее жизнью.
Учрежденная как видимое общество верующих, Церковь от Своего же Основателя получила и определенное видимое устройство. Так, Он Сам установил особые внешние действия, которые должны соединять и скреплять общество верующих в Него. Это спасительные таинства. И высшая задача Церкви — освящать людей этими спасительными средствами, воссоединять их со Христом и приводить в Царство Божие.
Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.