С именем Григория Распутина связано огромное количество различных кривотолков и мифов. Кем он был на самом деле? 8 декабря на православной выставке-ярмарке «Нижегородский край — земля Серафима Саровского» состоялась беседа с автором книги «Григорий Распутин-Новый. Верхотурские страницы» архимандритом Тихоном (Затёкиным). Церковный писатель привел множество известных и неизвестных фактов об этой исторической личности и о Верхотурском монастыре, после посещения которого Распутин обратился к вере. Продолжаем разговор уже на страницах нашей газеты.
— Отец Тихон, вот уже более 100 лет не утихают споры о том, кем был Григорий Распутин: молитвенником, целителем, старцем-провидцем или распутным человеком. В глазах одних он пьяница, дебошир и развратник, другие возводят его в чин святости. Вам не страшно было браться за такую скандальную и по-настоящему мало исследованную тему?
— О Григории Распутине, действительно, написано множество статей, в основном они были напечатаны после 1917 года и представляли собой сплошную фальсификацию. Например, все прекрасно помнят дневник Анны Вырубовой, фрейлины императрицы Александры Федоровны, где рассказывается о ее интимных связях с Распутиным. Когда она находилась под следствием в Петропавловской крепости, осмотревший ее доктор с ужасом отметил в акте осмотра, что она девственница. Когда Анне дали почитать ее же воспоминания, вышедшие в СССР в журнале «Минувшие дни», она тоже пришла в ужас. И на Западе, где она жила в эмиграции, тут же опубликовала опровержение.
В 1990‑е годы произошел второй книжный бум, связанный с Распутиным, но он по-прежнему являлся перепечаткой все той же клеветнической литературы 20‑х годов начала века. В конце века, как и в начале, имя Григория Распутина использовалось в коммерческих целях, на его негативном образе за счет «сенсационных» статей делали огромные деньги, его якобы дурную репутацию использовали для расшатывания государства.
— Отец Тихон, почему при работе над книгой о личности, бесспорно, неоднозначной, вы остановили свое внимание именно на верхотурских страницах его жизни?
— В первый год моего наместничества в Верхотурском Николаевском монастыре ко мне попал фотоснимок, на котором Григорий Распутин был изображен рядом с епископом и монахом. Я обратил внимание на то, что снимок был сделан в верхотурском фотоателье, которое существовало при этом монастыре. Я заинтересовался, как Распутин мог попасть на Урал, стал изучать историю его жизни, встречаться с местными краеведами, посещать музеи, работать в местных архивах, побывал в Тюмени и Тобольске, а также на родине Распутина селе Покровском. В течение десяти лет, которые я провел в Верхотурском монастыре, продолжал собирать материалы о Григории Распутине, и уже в Нижнем Новгороде в 2013 году мне удалось издать о нем книгу.
— В своей книге вы показываете его как обычного паломника, отнюдь не историческое лицо, влиявшее на политические и государственные решения императора Николая II?
— Я исходил из тех документов и фактов, которые были в моем распоряжении, и они касались, повторюсь, Верхотурья и имели отношение к духовной стороне его жизни. Это были документы из архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов. Поэтому в своей книге я и показываю Григория Ефимовича как человека, который часто паломничал, посещал святые обители нашей страны, Святого града Иерусалима и Афона. В течение всей жизни он почти ежегодно совершал пешие паломничества из своего родного села Покровское Тобольской губернии в Верхотурский монастырь, где произошло его обретение веры. В эту обитель он впервые прибыл, когда был еще совсем юным и не владел даже грамотой. Прожив в монастыре около года, научился писать, читать и здесь же получил духовные ориентиры. В Покровском, кстати, Распутин поставил храм на свои деньги, и этот акт нашел отражение в «Тобольских ведомостях».
— Чем привлекла Верхотурская обитель неученого крестьянина из Сибири?
— Во-первых, там находились мощи верхотурского подвижника — святого праведного Симеона, который почитался на Урале и в Сибири. Во-вторых, в скиту Верхотурского монастыря подвизался монах Макарий, который стал духовником Распутина. К моменту его знакомства с Григорием Ефимовичем его имя уже было известно даже в Петербурге, к нему приезжали за советом многие архипастыри.
— Как о Распутине узнала царская семья?
— Они познакомились 1 ноября 1905 года в усадьбе великих княгинь Милицы и Анастасии. Царь в своем дневнике об этой встрече записал: «Познакомились с человеком Божиим Григорием из Тобольской губернии». Символично, что это знакомство произошло в том же году, когда царская семья впервые услышала и о верхотурском подвижнике. Через год, записавшись на официальный прием к императору Николаю II, Григорий Распутин преподнес ему в дар икону святого праведного Симеона. А затем постоянно рассказывал царской семье о Верхотурье. В 1913 году, в год 300-летия Дома Романовых, Григорий Распутин намеревался свозить наследника престола цесаревича Алексея к мощам Симеона Верхотурского для его исцеления, но этой поездке помешала сильная болезнь великого князя. Зато через год в Верхотурье смогла побывать великая княгиня Елисавета Феодоровна. Императрица Александра Федоровна пожертвовала на облачение настоятелю обители архимандриту Ксенофонту свое коронационное платье, а император Николай Александрович заказал серебряную сень для раки праведного Симеона.
— В начале XX века о Григории Распутине не писал только ленивый. В центральной прессе Москвы и Петербурга о нем печатались похабные статьи. Редакторы соревновались между собой, кто больше напишет о Распутине грязи и клеветы.
— Травля Григория Распутина в газетах началась с 1909–1910 годов. Статьи в этих газетах печатались сначала в Санкт-Петербурге и Москве, а потом перепечатывались огромными тиражами в регионах: Тобольске, Сибири, Самаре. Вся страна ждала «новых» похождений Распутина. Были попытки доложить государю и Александре Федоровне, якобы, он не тот человек, за которого себя выдает. Негодяй, пьяница, с женщинами в баню ходит…
— Кто развязал информационную войну против него?
— Ясно, что ее сфабриковали представители верхушки общества, которые готовили свержение самодержца и всеми силами пытались подорвать в народе авторитет императора Николая II и его семьи, с которой Григорий Распутин в последние годы своей жизни был особенно близок. Негативный образ Распутина большевики использовали как знамя, чтобы приблизить революцию. Они даже хотели поставить ему памятник за то, что он дискредитировал царскую семью.
— Из-за раздутой в начале XX века газетной и книжной клеветы о Распутине отделить правду от лжи стало делом почти невозможным. Кем был Григорий Распутин на самом деле, пытались выяснить даже те, кто активно использовал эту клевету в своих политических целях.
— В 1933 году, когда страна давно жила при советской власти, вдруг снова начались расследования и допросы. На допросах пытали настоятеля Верхотурского монастыря архимандрита Ксенофонта и монахинь Покровского монастыря. Следователя очень интересовала роль Распутина. Кстати, Ксенофонт во время показаний подтвердил: «…в течение 10 лет к нам в монастырь приезжал старец Григорий Ефимович Распутин. И ничего плохого о нем сказать не могу».
— А теперь, когда идеология, которая очернила Распутина, рухнула, появились противоположные тенденции в среде верующих — записать его в святые. Справедливо ли это, на ваш взгляд?
— Прежде чем делать выводы, надо собирать и изучать правдивые документы и факты. Необходимо провести на самом высшем уровне историческую экспертизу личности Григория Распутина. Будем надеяться, что в скором времени по нему будет создана специальная комиссия, которая начнет изучать воспоминания и архивные документы, чтобы наконец в отношении его личности отделить правду от лжи.
Ни к кому история не была так жестока, как к последнему русскому царю, его семье и их особенному другу — старцу Григорию. Я надеюсь, что тоже внес кирпичик в дело реабилитации Григория Ефимовича Распутина.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.