Богородица. Приснодева. В этих именах, собственно, — все учение о Матери Божией. Это не просто хвалебные величания — это догматы, принятые Вселенской Церковью. Но для выражения любви к Той, без Которой не было бы Рождества Христова и нашей надежды на спасение, их мало. «Царице моя преблагая», «Всемощная Заступнице», «непостыдное наше Упование», — взываем мы к Ней, и в этих обращениях — доступное нашим уму и сердцу осознание Ее призвания и величия. А бывает, что и не понимаем смысл того или иного имени Богородицы — настолько они метафоричны, что без ссылки на Священное Писание или церковное предание не обойтись.
Традиция соотнесения Божией Матери с разнообразными объектами внешней среды естественным образом родилась из богословских размышлений о чуде явления в человеческой истории Пречистой Девы и невозможности постичь его до конца, единым духом. Многочисленные попытки уподобить Ее чему-то понятному выражают с одной стороны глубокую связь Богородицы с тварным миром, а с другой — Ее способность преображать его. Дева Мария в церковной гимнографии сравнивается с благодатной землей, плодородной почвой, нерушимой скалой, дивными растениями, неугасимым светом, путеводной звездой, источником воды… Почти каждая такая ассоциация нашла наглядное воплощение — в иконах с удивительно поэтичными названиями.
Какие обстоятельства или символика богородичной гимнографии послужили их источником и что они означают?
С чем связано название
В V веке близ Константинополя находилась роща, посвященная, по преданию, Пресвятой Богородице. В ней был источник, некогда прославленный чудесами, но постепенно покрывшийся тиной и бурьяном. В 450 году воин Лев Маркелл помог заблудившемуся в этих местах слепцу и в поисках для него воды услышал голос Богородицы, повелевающей найти заброшенный источник и помазать тиной глаза путника, после исполнения чего тот прозрел. Также Божия Матерь предрекла Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание исполнилось. Став императором, Лев Маркелл вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери и распорядился очистить источник, обнести его каменным кругом и на нем воздвигнуть храм в честь Богородицы. Он назвал святой ключ «Живоносным источником». Так же впоследствии была названа и икона Богородицы, написанная в XIV веке для новой церкви.
Перед иконой особо молятся о плодородии земли. После литургии в православных храмах перед этой иконой совершается водосвятный молебен, а верующие окропляют той водой свои сады и огороды.
С чем связано название
Оно восходит к евангельским словам, обращенным ко Христу в момент Его проповеди: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк 11:27). Это практически копия иконы Божией Матери «Млекопитательница», на которой Младенец Христос возлежит, вкушая молоко из Ее груди.
Перед иконой особо молятся об избавлении от душевных и телесных страданий и о помощи в родах.
С чем связано название
Редкий по иконографии образ восходит к толкованию пророком Даниилом сна царя Навуходоносора о камне, чудесным образом оторвавшемся от горы: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их» (Дан 2:34). С первых веков христианства этот текст, в котором Богородица сравнивается с горой, а Иисус Христос — с камнем, воспринимается как пророчество о боговоплощении. Другое его толкование: гора — символ Церкви Нового Завета. На иконе гора плотно вписана в часть одеяния Богородицы и как бы составляет Ее плоть. Царица Небесная и Новый Завет— единое целое.
Перед иконой особо молятся о мире в доме, любви и взаимопонимании в семье, даровании детей.
С чем связано название
Это символическое именование Божией Матери связано с ветхозаветным образом чудесно орошенного руна праотца Гедеона. В Книге Судей (6:37–38) рассказано, как роса, выпавшая на расстеленную Гедеоном стриженую шерсть (руно) в то время, когда вся земля была сухая, подтвердила слова Бога, что Он спасет Израиль. В Новом Завете ветхозаветное руно, на которое пала небесная роса как символ спасения иудейского народа, ассоциируется с Девой Марией, через Которую воплотился Бог для спасения всего человечества. Святитель Димитрий Ростовский, написав книгу о чудесных исцелениях от икон Пресвятой Богородицы, назвал ее «Руно орошенное»: «Пресвятая Богородица есть Руно орошенное по причине Христова воплощения, Ее чистоты, милости Ее к нам… Руно Она и по причине Ее к нам милости, ибо как риза, истканная из руна, и одевает, и согревает человека, так и Пресвятая Богородица, покрывая нашу душевную наготу, греет духовно».
Перед иконой особо молятся при слепоте и болезнях глаз, нападении бесовских мечтаний и страхов, различных тяжелых заболеваниях.
С чем связано название
Вертоград в переводе с церковнославянского означает «сад». Основой для названия иконы послужили слова из Ветхого Завета: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами» (Песн 4:12–15). Огражденный сад — символ непорочности Девы Марии. Отсюда — Ее изображение с Младенцем на фоне огороженных райских кущ.
Перед иконой особо молятся о душевном умиротворении после невзгод, за близких умерших.
С чем связано название
По иконографии образ относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери — «Оранта», или «Знамение», только Богомладенец написан не как обычно — в круглом медальоне, а в чаше, также на уровне груди Девы Марии. Чаша с благословляющим Богомладенцем — это чаша Причащения, источающая благословение всем, с верой к нему приступающим. И эта чаша действительно Неупиваемая, или Неиспиваемая, потому что Агнец ее «всегда ядомый и никогда же иждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми руками ходатайственно возносит Богу эту Жертву — Своего закланного Сына. Она молится за всех грешников и вместо низких губительных пристрастий призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения.
Перед иконой особо молятся об исцелении одержимых недугом пьянства, наркомании и табакокурения. А связано это с историей прославления образа, которая ведет отсчет от 1878 года, когда отставной солдат, до того одержимый пьянством, что у него отнялись ноги, по велению старца, увиденного в сновидении, буквально ползком отправился в Серпухов. Там, во Владычнем монастыре, в ризнице, была обретена описанная им икона. После молебна перед ней он возвратился уже на своих ногах и свободным от пагубной страсти.
С чем связано название
В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с несгорающим терновым кустом, в котором Бог явился пророку Моисею на горе Хорив (Исх 3:2). Сходство между неопалимой купиной и Матерью Божией заключается в том, что Она пребывала Девою до и после Рождества, так же как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего ее огня.
Глубоко символична иконография образа, представляющего собой самостоятельную композицию в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырехугольников с вогнутыми концами. Один из них — красного цвета, он напоминает огонь, объявший виденную Моисеем купину, другой — зеленого, указывает на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая пламенем. В середине звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем.
По углам красного четырехугольника изображены человек, лев, телец и орел, символизирующие четверых евангелистов. В руках Пречистой Девы — лестница, прислоненная верхним концом к Ее плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошел Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.
Перед иконой особо молятся об избавлении от пожара и поражения молнией. Такая традиция сложилась в связи с событиями 1822 года в городе Славянске, жители которого долгое время не могли обнаружить виновника многочисленных пожаров. Только после того как, по просьбе одной благочестивой женщины, лучшими мастерами была написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и перед нею отслужен молебен, поджигательницу обнаружили и пожары прекратились.
С чем связано название
Еще один пример образа Пресвятой Богородицы акафистного типа, имеющий также название «Что Тя наречем». Оба именования почерпнуты из богородичного тропаря службы Первого часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси Цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».
Образ Пречистой Девы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр12:1–5).
Перед иконой особо молятся о наставлении на путь, ведущий к спасению, о благополучном путешествии на воздушном транспорте.
С чем связано название
Мозаичный оригинал этого образа выполнен на стене над горним местом главного алтаря киевского Софийского собора. Божия Матерь изображена на золотом фоне стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками. «Нерушимой Стеной» икона стала называться за то, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этого образа: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс, и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери, и две звезды — на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».
Перед иконой особо молятся об ограждении от всякого зла и тяжких обстоятельств.
С чем связано название
Пресвятая Дева на этой иконе изображена в половину роста сидящей перед столом в комнате. Лицо Ее и печальный взор опущены и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает Ее главу, а правая — спящего Спасителя. Надпись внизу иконы: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песн 5:2) указывает на то, что Христос и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.
Перед иконой особо молятся при бессоннице детей.
С чем связано название
Точных исторических сведений об этом образе не сохранилось, как и его первоисточника, и остается только догадываться, что вдохновило автора первой иконы со столь поэтичным названием. По одной из версий, икона связана с горой Афон, по склонам которой росли бессмертники. Но это спорно, так как на самой иконе изображены лилии. По некоторым сведениям, ранее образ Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» писался иначе: на троне и со скипетром, овитым цветами, в руках. Но со временем сложные части композиции исчезли с извода, и на многочисленных отличающихся друг от друга списках остался только сам образ, поражающий своей красотой и умиротворением.
Цветок, который Пресвятая Богородица держит в руке, символизирует неувядаемость девства и Ее непорочность. Православная Церковь так и обращается к Пречистой Деве: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Существуют несколько отличающихся друг от друга видов этой иконы. На одном из них Богомладенец изображен стоящим слева от Богородицы с державным скипетром в руках.
Перед иконой особо молятся о сохранении праведной жизни, правильном выборе супруга, счастье в браке, чистоте и целомудрии, избавлении от плотской брани.
Подготовила Екатерина Ротанова
Фото: Алексей Козориз
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.