Каждый христианин просит благословения у Бога, у епископа или священника на важные события своей жизни. Но, с другой стороны, верующие просят благословения и при обычной встрече со священнослужителем. Кроме того, понятие «благословение» присутствует в церковном богослужении. А каков библейский смысл этого слова? Попытаемся разобраться.
Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. Левая рука лишь поддерживает правую. Мы протягиваем обе руки из вящего уважения. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, никакой лодочки, никаких бортиков, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.
Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и когда в гражданской, не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Священником он быть не перестает, если одет не в одежду духовного покроя.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником: просит благословения.
Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану. Если присутствуют архиерей и священники, то испросить благословения нужно только у архипастыря, а знакомых священников приветствовать легким поклоном. Согласно церковному этикету священники не преподают благословения в присутствии святителя, который и для них самих является источником благословения.
Отсекая свою волю
Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения.
Только нужно соблюдать непременное правило. Если уж вы исполнились решимости поступить по воле Божией, раз вы ищете благословения (и это, безусловно, похвально), то не следует, что называется, «наводить» священника на желаемый вами ответ. По своему лукавству мы излагаем ситуацию так, что правильным будет казаться только желаемый нами ответ. И когда священник, стесненный нашими рамками, даст нам его, мы подымаем его как знамя, вещая всем его как волю Божию, а по сути — злую свою. И творим своеволие, прикрывая его священническим благословением.
Как правильно испросить благословение?
Если мы хотим взять на что-то благословение, то есть сознательно отсечь свою волю в пользу воли духовно опытного человека, священника, и поступить заведомо не как нам хочется, но как будет благословлено, указано, — тогда нужно с решимостью и надеждой на Бога обратиться к священнику, причем только к одному, не коллекционируя мнений и не выбирая. Вне зависимости от того, согласно или несогласно то, что вы услышали, с вашим собственным мнением, вам необходимо по этому благословению поступать.
Но от такого благословения нужно отличать духовный совет, когда мы, недоумевая о чем-то, советуемся с людьми духовно более опытными, выслушиваем их мнение — не как указание, благословение, а как точку зрения. В таком случае можно спросить и нескольких священников. Но не нужно лукавить в первую очередь с собой, и останьтесь честными пред Богом: если вы брали благословение, но, испугавшись неприятного, побежали потом за более мягким решением, то это, конечно, нечестно и неправильно. Если же вы искали советов и руководствовались тем из них, который сочли более разумным, то в этом нет ничего страшного.
Преподание мира
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
Если же священник осеняет нас священными предметами: крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся на святыню, а потом делаем поклон.
Благословен Бог!
Но задавались ли вы вопросом, отчего в молитвах, в Священном Писании встречаются такие, например, слова: «Благослови, душе моя, Господа»? Ключ к этому — в библейском, богословском значении слова. Для этого обратимся к нашему богослужению.
В конце вечерни и утрени хор поет, обращаясь к предстоятелю: «Благослови». Вслед за этим служащий священник произносит возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…». Кстати, здесь священник называет Бога священным ветхозаветным именем Яхве — Сый — Сущий. Это же имя пишут на иконах Христа.
Преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Михаил Желтов отмечает: «Видите, как велико дерзновение в христианской религии: в Ветхом Завете первосвященник это слово произносил только раз в году, а в Новом Завете каждый батюшка в конце службы произносит это возглашение: «Сый благословен!..» У нас слово «благослови» часто ассоциируется с просьбой к священнику: «Батюшка, благословите!» И батюшка благословляет.
На самом деле если мы посмотрим святоотеческие толкования и саму Библию, то основное значение слова «благословлять» — «благословлять Бога». И хор поет: «Благослови!», а священник говорит: «Сый благословен Господь» — благословляет Господа. Здесь соблюдается эта древняя традиция: не нас благослови, поет здесь хор, а «благослови» имеется в виду Бога.
И священник благословляет: «Сый благословен Христос Бог наш», тем самым исповедуя Христа Богом. Благословение в библейском понимании этого слова — это благословение Бога. Благословляя Бога, человек вступает с Ним в особые духовные отношения, и на него переходит это благословение. Такова библейская модель. Вслед за благословением Бога Сам Бог благословляет человека.
Когда священника или епископа просят дать благословение кому-либо, это чаще всего понимают так: священнослужитель благословляет человека, и это значит, что его благословляет и Бог. На самом же деле Бог благословляет человека через то, что человек сам сначала благословляет Бога. Именно такая модель используется в Библии.
Таким образом, когда священника просят о благословении, он, осеняя крестным знамением просящего, произносит молитву, благословляя Бога, а Господь уже Сам дает благословение просящему. Или не дает — Бог свободен в Своем решении. И Он вправе не дать благословения тому, кого благословляет священнослужитель.
Дмитрий Романов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.