Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Чтобы не обидеть… храм
«Ведомости Нижегородской митрополии» №17 (239) 19:40, 12 сентября 2022

Чтобы не обидеть… храм

Вновь о церковном этикете

Храм — это место общения с Богом. Люди приходят сюда, чтобы молиться, славить Господа, исповедоваться и причащаться, слушать Слово Божие. Те, кто посещает богослужения регулярно, в целом правила поведения в церкви знают, и все же вопросы иногда возникают. Ответы на них дает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

— Правда ли, что в православных храмах можно ставить только те свечи, которые были куплены именно там? Недавно на православной ярмарке я купила некоторое количество свечей и пришла с ними в церковь. Служащая там женщина сделала мне замечание.

— Дело не в правиле. Дело в понимании, что значит свеча. Это не просто живой огонек перед иконой — это символ вашей жертвы храму, в который вы пришли, а также знак вашего участия в богослужении. В древности первые христиане приносили в храм все, что нужно для богослужения: масло, воск, вино, муку. Это было их пожертвованием в доме Божием, в котором совершается Евхаристия, приносится Бескровная Жертва. Со временем такое приношение заменили готовые свечи. Их, как и другие атрибуты служения, можно приобрести в церковной лавке. Таким образом, сама свеча, где бы она ни была приобретена, уже является вашей жертвой. Но пожертвование ваше используется на нужды того храма, где вы приобрели свечу. Поэтому служители церкви и рекомендуют вам приобрести свечи здесь, ведь на эти средства содержится данный храм. В противном случае ваша свеча не станет пожертвованием храму, в котором вы ее зажгли. К сожалению, со свечами связано много суеверий. Никакого отношения к духовной жизни человека они не имеют.

— Говорят, что церковные каноны запрещают женщинам носить брюки. Однако во всем мире женщины давным-давно уже их носят, они стали традиционным предметом женского гардероба. Я ношу их часто, даже в храм. Конечно, для этого у меня в сумке всегда есть сшитая мною юбка на завязках. Но сомнения все равно остаются. Получается, это некий обман. Посоветуйте, что делать: продолжать надевать эту юбку поверх брюк или оставаться в брюках? Я заметила, что во многих московских храмах женщины ходят в брюках.

— Удивительно: про женщин в брюках говорим часто, а о том, что летом некоторые мужчины заходят в храм в шортах, почему-то молчим. А ведь проблема не в разности полов и требований к ним, а в том, что любой человек должен выглядеть в церкви целомудренно. Он к Богу пришел вообще-то, в дом Божий… Вот что говорит профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов: «В Церкви есть один принцип: надо одеваться целомудренно, а не бессовестно. Для кого-то лучше надеть брюки, для кого-то — платье или юбку. Простите, можно платье надеть бесстыдное, можно брюки натянуть бессовестно. А можно выглядеть целомудренно и в платье, и в брюках… Надо именно с этой точки зрения оценивать. Христианство призывает к целомудрию, чистоте. А не к брюкам или платьям». В Библии (Книга Второзакония) сказано, что не должно быть на женщине мужской одежды и мужчина не должен надевать женское платье, ибо это мерзость перед Богом. Речь идет о том, что мужчина не должен выглядеть как женщина, а женщина — как мужчина. Между прочим, брюки бывают и женские, и они не мужская одежда. Строгого запрета на женские брюки в Церкви сейчас нет. Соблюдение данного правила может зависеть от отношения к нему священника и прихожан. В любом случае лучше уважать традиции (в России они сильны, и в русской культуре женский костюм все-таки всегда подразумевал длинную юбку) и негласные уставы Церкви, и по возможности одеваться традиционно. Но никто не вправе осудить женщину, пришедшую в церковь в брюках. Традиции, безусловно, касаются и мужской одежды при посещении храма. Ну, не в шортах же и шлепанцах к Богу!.. А к замечаниям церковнослужителей или прихожан нужно отнестись терпеливо и снисходительно, не вступать в полемику и объяснения.

— Действительно ли, уходя из церкви, нельзя поворачиваться к ней спиной? Если да, то почему? И как правильно входить в храм?

— А как же вы будете выходить из храма? Пятясь, что ли, до самых дверей? Ну, это же глупость! Но основана она не на пустом месте. Если вы пришли в храм не во время службы, то можете ходить по нему, ставить свечи, молиться перед иконами, и, когда захотите, уйдете. А если идет богослужение, прихожане призваны не бродить, а стоять на месте и молиться до конца службы. В конце же священник произносит отпуст, на литургии выносит из алтаря святой крест, и все присутствующие прикладываются к святыне. В это время царские врата открыты. Традиционно принято, что, пока они открыты, мы не выходим из храма (только по крайней нужде), стоим лицом к алтарю, к востоку, откуда пришел Христос. Когда же священник закроет царские врата и завесу, можно уходить. Конечно, не спиной, а обычным порядком, сотворив три поясных поклона с крестным знамением.

Есть определенные правила и при входе в храм. Точнее, традиции или обычаи. На пути мы можем читать молитву: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем…» Если вы ее не помните, читайте псалмы 50‑й или 90‑й. Войдя в храм, следует остановиться и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресенья и праздники — поясные) с молитвами: «Боже, милостив буди мне, грешному!» (поклон), «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя!» (поклон), «Создавый мя, Господи, прости мя!» (поклон). Так рекомендует церковный устав. Соблюдение же правил — дело вашей совести и убеждений.

— Всякий верующий считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение. Зачем это делается, если ты не знаешь этого священнослужителя, а то и вовсе видишь его первый раз в жизни? И как правильно это делать?

— В соответствии с церковным этикетом верующий человек при встрече со священником или епископом испрашивает благословение — складывает ладони вмес­те крестообразно, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку. Благословение священника имеет много значений. Первое из них — приветствие. Так же мирянин и прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану. Берется благословение и перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием. В любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения. Если даже вы и не знакомы с ним, можете у него благословиться, хотя никто вас к этому не принуждает и ничто не обязывает. Принятие благословения — дело доброй воли.

— Известно, что мужчины в храме должны становиться в правой части, а женщины — в левой. В нашем храме это не соблюдается, все стоят вперемешку. Я пытаюсь что-то изменить, но не знаю, какие доводы привести, чтобы все было чин по чину.

— Согласно церковным канонам, в храме на правой половине должны стоять мужчины, а на левой, отдельно от них — женщины. Есть еще одно правило, о котором мало кто знает: мужчины, подростки и мальчики во время молитвы должны стоять впереди, а женщины с маленькими детьми — позади. Откуда пошло такое разделение? Богослужение в христианских общинах складывалось на Ближнем Востоке, там существовало, а во многих местах и до сих пор существует разделение дома на мужскую и женскую половины. Традиция разделения на половины была перенесена и в пространство храма. Например, в Византийской империи внизу могли стоять только мужчины, а для женщин устраивались хоры, идущие по периметру храма. Разделение храма пришло на Русь «от ромеев» и очень строго сохранялось вплоть до революции. Сейчас подобное разделение не является строго обязательным, хотя во многих храмах соблюдается, и в этом нет ничего плохого, ведь это еще и дань благочестию: разделение помогает мужчинам и женщинам не отвлекаться от молитвы. Если в вашем храме эта традиция не соблюдается, то дело ее возрождения должно бес­покоить настоятеля, но не вас. Вы приходите молиться, а этому ничто помешать не может, кто бы где ни стоял во время богослужения.

— Стараюсь бывать в храме, хожу на службы. Но ничего не могу поделать: не знаю, как бороться со скукой. Все монотонно и однообразно. Иногда не выдерживаю и ухожу с середины. Что делать? Читала объяснения богослужений, но это ничего не изменило.

— Мы иногда не знаем, чего просить у Бога в молитвах и ограничиваемся просьбой о здоровье — своем, родных и близких. А почему бы не попросить у Бога, чтобы Он послал дар почувствовать всю красоту православного богослужения? Если сердце не отзывается на молитву, значит, надо просить у Бога помощи. Помогает также паломничество к разным святыням, чтение книг, и не только чисто церковной тематики, но и художественной литературы христиан­ского содержания. И, конечно же, нужно чаще исповедоваться и причащаться Святых Таин. Причем, исповедоваться не отчетом в своих грехах, а с твердым намерением измениться. В чем? Это уже только вы знаете. Во всяком случае, должны знать. Симеон Новый Богослов говорит: «Сколько очищается сердце, столько прием­лет и Божественной благодати, и опять: сколько приемлет оно благодати, столько и очищается». Везде, и в молитве, нужно трудиться. «С сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк 16:16).

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.