Уже 10 лет, с 2008-го, в нашем календаре существует замечательный праздник — 8 июля. День семьи, любви и верности органично вписался в нашу действительность. Россия — православная страна. Она осталась ею, даже пройдя сквозь горнило испытаний XX века, и потому трогательная, в чем-то трагичная и прекрасная история жизни и любви князя Муромского Петра и его супруги княгини Февронии стала близка многим. А день их памяти назвали Днем семьи, Днем настоящей любви, Днем верности.
Символом праздника стала ромашка. Скромный полевой цветок, по лепесткам которого когда-то вычисляли «любит — не любит», именно в этот день утверждает, что любит, что все будет хорошо и ладно, что сложится семья.
О хороших семьях, таких, о которых мечтает каждый человек, мы не раз писали на наших страницах. Сегодня, накануне Дня памяти святых Петра и Февронии Муромских — покровителей православного брака, мы хотим вновь привлечь к ним ваше внимание, дорогие читатели. Пусть герои наших публикаций соберутся вместе, в круг, как лепестки у ромашки. И этот цветок мы дарим вам! А вы подарите ромашки своим любимым.
Михаил и Ольга Смирновы
Эта обыкновенная русская семья живет в обыкновенном русском доме. Хотя, нет, по теперешним меркам, скорее, необычном. Он как в песне: «Ставенки узорные, тонкая резьба…» Вся эта красота главой семейства сделана, на все руки он мастер. А на окнах — занавески кружевные, это уже Ольга плела. Печка русская, ткацкий стан — здесь как в музее русского быта. А еще семья делает печатные пряники по старинным рецептам. И живности, как в старину у предков водилось, — целый двор. Сейчас все это — экзотика. Но не только интерьерами интересна эта семья, не только мастерство их достойно великого уважения. Низкий поклон за то, что детишек своих с рождения приучали к труду, в вере воспитывали. Двое из них уже взрослые, обзаводятся своим хозяйством. А живут Смирновы в Варнавине. И каждые субботу и воскресенье в любую погоду ходят в любимую церковь в честь преподобного Варнавы, что возвышается на крутом берегу красавицы Ветлуги. Там душа отдыхает и сердце радуется.
Дмитрий и Мария Волковы
Было у отца три сына. Это не из «Конька-горбунка». Точно так же мог бы начинаться рассказ о Дмитрии Волкове из города Павлова. А потом они с женой Марией подумали и взяли в семью четвертого. Мария с маленьким Макаром лежали в больнице, а там мальчик-сирота. Дрогнуло сердце у женщины, и Ваня пришел в их дом. Теперь вместе с братьями по утрам слушает вместо будильника птичий гомон. Глава семьи — большой любитель птиц. У Волковых их больше пятидесяти. Здесь и дрозды, и дубоносы, соловьи и знаменитые павловские канарейки заливаются звонкими трелями. А еще братья вместе с папой занимаются спортом, охотой и рыбалкой, садом и огородом (тут и мама с ними). Любят Волковы и путешествовать. Много где побывали. Но самые дорогие воспоминания — о Дивееве. Туда вся семья уже пять лет подряд каждое лето идет вместе с крестным ходом. И даже маленькие не жалуются на усталость.
Константин и Лидия Пикун
Семеро по лавкам — так испокон веков говорят в народе про многодетные семьи. У Константина и Лидии из села Трофимова Лысковского района ребят и вправду семеро. Младшей Верочке скоро годик, старший сын — студент Московской Сретенской семинарии, будущий священник. Лавок, правда, в их уютном доме нет, а вот звонких детских голосов — сколько угодно. Главную свою задачу родители видят в том, чтобы вырастить своих детей богобоязненными. Чтобы они никогда, ни при каких обстоятельствах не отходили от Бога. А еще мечтают создать семейный хор (голосами семья богата), чтобы всем вместе, едиными устами и единым сердцем славить Господа.
Протоиерей Александр и матушка Светлана Бухвостовы
Ключарь Никольского собора на Автозаводе и благочинный Автозаводского округа. Его матушка и дети очень любят, собравшись вместе, смотреть фильмы, снятые по русским народным сказкам: «Морозко», «Варвару-красу — длинную косу», «Василису Прекрасную». Добрые, поучительные. Младшую дочку отца Александра (а у него их, как в сказке, три), кстати, и зовут Василисой. Девочки все творческие. К тому же мамины помощницы. Наташа очень любит готовить, но может не только съестное, но и мыло сварить — на все руки мастерица. Лиза увлекается музыкой, а Василиса с хобби еще не определилась. Пока она просто подвижный, любознательный ребенок. Очень любят Бухвостовы и домашнее чтение по вечерам. Пока принять участие в нем не может только восьмимесячный Серафим. Но слушает он внимательно, посапывая на руках у мамы или сестренок. А еще всегда радостно всем вместе отправиться в паломничество. Или просто смотреть фильмы про Оптину пустынь, Псково-Печерский монастырь — о тех местах, куда и дети, и родители тянутся духовным взором.
Сергей и Светлана Григорьевы
В селе Лопатине Вадского района живет удивительная семья. Шутка ли, девять приемных детей? Да еще своих трое.На фотографии детишки не все, да и папы вы на ней не видите Сергей небольшой любитель фотографироваться, и на работы у него всегда много,недосуг позировать. Светлана сама четвертая в семье, и всегда мечтала, что в ее доме не один, не два, а как минимум трое детишек будет расти. Но двоих Бог дал, а третьего — сына — Сергей все дождаться не мог. Светлана заговорила о приемном ребенке. Подумали-подумали… «А что? Будем любить, обогреем». Так Коля к ним пришел. И буквально вскоре приемная мама поняла, что ждет ребенка. Часто, кстати, приходится такое слышать: берут в семью ребенка, а потом появляется долгожданный собственный.
Но для Светланы и Сергея все они, все двенадцать, равные, все родные. Как хватает… нет, не средств (с этим-то как раз всегда проблемы) — любви, сердца на эту «ораву»? Каждому внимание уделить, в проблемы каждого вникнуть. Господь, наверное, помогает. И живут Григорьевы очень интересной жизнью. Участвуют в разных творческих конкурсах и фестивалях, в том числе семейных, ездят на встречи клуба приемных семей в Москву. Но петь и декламировать стихи не самое главное. Сергей и Светлана хотят научить детей добру. Искренней любви к Богу и ближнему.
История их счастья
Жизнь святых чудотворцев, благоверных супругов Петра и Февронии, много веков хранилась в преданиях муромской земли, где они княжили. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Повествование о благоверных Петре и Февронии в XVI веке записал священник Ермолай (в иночестве Еразм) — писатель, широко известный в эпоху Иоанна Грозного.
Петр был младшим братом правившего в Муроме благоверного князя Павла. Однажды князь Петр заболел так, что никто не мог исцелить его: тело покрылось струпьями и язвами. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой девушку по имени Феврония, имевшую дар прозорливости и исцелений. Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»
Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому. «Вот к нему слово мое, —сказала Феврония, — если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его».
Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: княжеская гордость мешала согласиться на подобный брак. А Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного. Князь исцелился и… уехал.
Но Феврония прозрела лукавство Петра, и от одного оставшегося струпа болезнь возобновилась. Тогда князь вернулся к Февронии. Во второй раз исцеленный, он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди», — пишет Ермолай — Еразм.
После смерти брата Петр стал княжить в городе. Но надменные бояре невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала.
Обрадовались бояре, потому что каждый втайне мечтал о княжьем месте, и сказали обо всем Петру. А тот, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.
Супруги поплыли по Оке на ладьях. Некий человек на судне засмотрелся на княгиню. Она сразу разгадала его мысли. «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила его. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково», — молвила Феврония. Обличенный смутился и в душе покаялся.
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Не скорби, княже, милостив Бог. Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» — утешала Петра супруга. А утром приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться. Бояре перессорились, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония возвратились в свой город и правили долго. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя они завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Они скончались в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, здесь по вере получали люди исцеления.
Муромский князь и его супруга были канонизированы в 1547 году. Сейчас святые мощи благоверных Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком монастыре Мурома. Люди приезжают сюда со всего света просить о здравии, счастливом супружестве, чадородии. Память святых отмечается еще и 19 сентября (6 сентября по старому стилю), в день перенесения их мощей.
Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.