Несмотря на появление в храмах множества молодежи, старушки в платочках остаются основой любого прихода. Наши бабушки готовы бескорыстно, во славу Божию, помогать: стоять у подсвечников, мыть полы, готовить трапезу… Но и у людей пожилых, с опытом церковной жизни, не всегда бывает гладко в духовной жизни. На вопросы прихожанок преклонного возраста отвечает клирик храма в честь иконы Божией Матери «Прибавление ума», заведующий сектором заочного обучения Нижегородской духовной семинарии иерей Алексий Трегубенко.
Стараюсь бывать на литургии каждое воскресенье и в праздничные дни. Помогаю присматривать за подсвечниками. Всем стараюсь помочь, когда попросят. Но никак не могу заставить себя подойти к причастию. Чувствую внутри какой-то барьер. Даже не понимаю, что меня не пускает. Кажется, что недостойна подходить к Чаше. Батюшка, дайте совет, как настроить себя на причащение?
— Причастие — самое главное в жизни христианина таинство. Сам Господь сказал: «Кто не ест плоти Моей и не пьет Крови моей, не имеет жизни вечной» (Ин 6:53). И когда человека что-то не пускает к причастию, это значит, что препятствует этому враг рода человеческого, который никому не хочет спасения. Нужно превозмогать этот внутренний барьер и, конечно, идти причащаться. Жажда причастия должна превозмочь все барьеры.
Важно помнить главное: достойны причастия мы не будем никогда! Ведь когда идешь к причастию, ты фактически садишься за одну трапезу со всеми святыми, во главе которой сам Господь, Царь мира, и Божия Матерь. И Господь тебя делает достойным этого.
Ты же когда идешь в гости, приводишь себя в порядок, тем более, приступая к причастию, нужно готовиться, приводить в порядок свой внутренний мир: поститься, читать молитвы ко причастию и каяться в своих грехах. Где-то, может, недостаточно подготовишься, где-то невнимательно прочитаешь молитвы, где-то не до конца попостишься, нарушишь пост. В таком случае надо рассказать об этом священнику. Если батюшка благословляет, причащайся, не думая о том: достоин или недостоин. Недостоин всегда будешь. С осознанием своего недостоинства, со страхом Божиим и верою и приступай к причащению.
Я женщина пожилая, одинокая, более 30 лет в храме, со времени открытия. Церковь Божия для меня настоящая отдушина. Причащаюсь часто, каждое воскресенье. Но вот исповедь для меня стала испытанием. Не понимаю, в чем каяться. Одни и те же грехи называю каждый раз, да и то как-то механически. Когда мне грешить-то, если вся моя жизнь связана с храмом и богослужением? Телевизор не смотрю, с соседками на лавочке не сижу… Но ведь понимаю умом, что грехи-то есть, просто я разучилась их в себе видеть. Что делать?
— Многие прихожане, которые причащаются достаточно часто (некоторые даже не один раз в неделю), говорят: «Батюшка, я не знаю, в чем мне каяться». Во-первых, важно понять: грехи есть у всех, только не все и не всегда их видят. И даже если человек не видит в себе грехов, все равно нужно идти исповедоваться и причащаться, только с покаянным чувством.
Пока человек — неофит, покаяние у него проходит бурно, на эмоциональном уровне. Однако проходит время, и чувство сокрушения притупляется, начинает казаться, что ты во всем раскаялся и нечего добавить к списку грехов. В таком случае важно помнить о своей греховности в целом, как царь Давид в 50‑м псалме, говорить себе: «И грех мой предо мной есть выну (то есть всегда)». Грех оставил в душе след, свои корешки, и нужно следить за своим сердцем, отслеживая мысли, чувства, желания, пресекать их, если они греховные, и исповедовать.
Но даже если человек всего этого не замечает, все равно нужно идти причащаться, а священнику искренне сказать: «Не замечаю своих грехов, Господи. Прости, каюсь!» Не нужно ничего выдумывать и вымучивать из себя. Некоторые приходят на исповедь с талмудами, длинными списками грехов, но не каются в них, потому что механически выписали их из молитвослова, не проведя внутренней работы.
Во время беседы (не только в рамках исповеди) можно рассказать священнику всю свою жизнь и через это показать свое состояние. И батюшка может помочь рассмотреть то, что самому человеку незаметно. Можно также за подобной помощью обратиться и к своим близким — со стороны всегда виднее.
Теща глубоко верующий человек, но есть с ней одна проблема. Она отказывается лечиться, когда заболеет. Все свои болячки лечит только святым маслом и крещенской водой. Я не против лечения святыней. Но есть случаи, когда лекарства жизненно необходимы. Нашу заботу и помощь отвергает, твердит, что это у нее не болезнь, а порча — и так во всех случаях. Кругом колдуны живут, ворожат и насылают. Как убедить мне тещу не отказываться от помощи врачей?
— Действительно, все болезни, тление и смерть вошли в жизнь вместе с грехом. А это и есть порча на нас и весь мир. В этом смысле всякая болезнь — это порча. Но понимать болезнь как результат колдовства и каких-то магических действий, направленных на верующего христианина, нельзя. На крещеных верующих людей никакое колдовство не действует, потому что при крещении человек сам сочетовается со Христом и получает от Бога ангела-хранителя. Это и есть духовная защита от прямого бесовского воздействия. Оно может подействовать на человека, если он добровольно вступает в связь с духами злобы и позволяет им действовать, отрекаясь от Христа.
Что до лечения освященным маслом и святой водой, если человек с верой принимает святыню, она поможет в исцелении. Но нужно помнить и о таинствах Церкви. Болящим верующим дано особое таинство — Соборование. Приведу пример. Мою бабушку привезли с инсультом из больницы домой умирать. Я начал ее соборовать. После первого же помазания, смотрю, она села. А к концу соборования вместе со мной тропари пела. После этого еще много лет прожила.
На вопрос, принимать ли лечение от врачей, оптинские отцы говорили: когда заболел, в первую очередь обратись к Богу, а потом и ко врачам. Чтобы не было такого: ты обращаешься к Богу за исцелением, Он тебе посылает врачей, а ты отказываешься. Как есть у человека душа и тело, так и для исцеления требуется и духовное лечение (молитва, соборование), и телесное (лекарства или медицинские манипуляции).
Моей бабушке 80 лет. Летом она живет в деревне, а на зиму мы забираем ее к себе. Она очень капризная, несговорчивая, подозрительная. Когда живем вместе, в семье начинаются конфликты, муж еле выдерживает, ждет не дождется лета, когда она уедет. А мне больно и стыдно, что не можем ужиться с немощной старушкой. Приходится постоянно балансировать между бабушкой и мужем, чтобы не довести ситуацию до крайности. Но сил у самой не остается, временами дохожу до нервного срыва. Как поступить по-христиански? И бабушку, и мужа, и себя уже жалко.
— Вы поступили по-христиански уже тем, что не оставили бабушку одну с болезнями и капризным характером. Терпеть — и есть поступать по-христиански. Но терпеть с любовью, преодолевая многие неудобства. По-христиански жить — это нести крест, подражая Самому Господу. Когда у нашей бабушки случился инсульт, моей теще пришлось бросить работу, временно оставить семью и поехать в Арзамас, чтобы ухаживать за матерью. Все-таки Господь заповедовал родителей почитать.
Дети часто оставляют мне внуков на выходные. А сами уезжают с друзьями на пикник или рыбалку. В последнее время я стала им отказывать, считаю, что заботу о своих детях целиком перекладывать на других нельзя. Дети обиделись: не звонят и не приезжают. Правильно ли я поступаю?
— Мне не понятно, как на это дети могут обижаться. Но в такой ситуации лучше было бы внуков оставлять у себя и смиряться. Проводя время с бабушкой, особенно в выходные дни, они могли бы научиться через вас вере. Можно сводить их в храм, помолиться с ними дома. Окружить внуков любовью и заботой — это и есть лучший пример любви и для детей, и для внуков. В свое время родители меня тоже отправляли к бабушке, а сами могли поехать отдыхать. И мне было немного обидно. Но время, проведенное с бабушкой, я вспоминаю с благодарностью: она научила меня и труду, и молитве, и как родителей почитать.
Последние годы с апреля по октябрь я живу на даче. Храма рядом нет. Как в таком случае молиться, вести духовную жизнь?
— Испокон века русские люди старались селиться вокруг храмов, монастырей, святых мест. Так же и сейчас: если ты верующий человек и покупаешь дом, прежде всего смотри, есть ли там храм. Бывает, конечно, что дом достался по наследству в деревне или селе, где храма нет или он разрушен, и все равно такой длительный период нельзя оставаться без причастия. Есть же машины, электрички, автобусы, с этим проблем быть не должно. Если человек перемещается только по дому и никак не может добраться до храма, можно священника к себе на дом вызвать. Но причащаться нужно, хотя бы раз в посту. С апреля по октябрь жить без причастия — слишком длинный период.
Что касается праздничных дней, то надо помнить заповедь Божию: «Шесть дней работай, а седьмой посвящай Господу Богу твоему». Я знаю верующих людей, живших в советское время. Когда их заставляли работать в воскресный день, они заработок за этот день отдавали в храм или помогали тем, кто нуждается. Так же и вы, живя на даче и не имея возможности в этот день посетить храм, можете поделиться урожаем, помочь соседу или тому, кто нуждается, в помощи. В любом случае, можно в этот день не работать для себя, а посвятить Богу.
Сын со снохой — убежденные атеисты, сами в храм не ходят и детей не приучают, мне запрещают даже рассказывать внукам о Боге и с собой в храм брать. А я им все равно рассказываю. Чувствую святой долг так поступать, и в то же время совесть гложет, что обманываю детей. Как не погрешить ни против совести, ни против правды?
— Что есть правда? Господь говорит: «Я есть Истина». Эту Истину и надо открывать детям и внукам. Не вменится во грех женщине, если она откроет Истину внукам. А как в советское время скрывали, обманывали коммунистов, когда крестили детей, когда скрывали у себя дома верующих людей или священников, которых искали власти. Это идти не против правды, а за Истину!
Подготовила Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.