Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > «Даже до старости и престарения»
«Ведомости Нижегородской митрополии» №18 (216) 16:25, 23 сентября 2021

«Даже до старости и престарения»

А если не в чем каяться или рядом нет храма?

Несмотря на появление в храмах множества молодежи, старушки в платочках остаются основой любого прихода. Наши бабушки готовы бескорыстно, во славу Божию, помогать: стоять у подсвечников, мыть полы, готовить трапезу… Но и у людей пожилых, с опытом церковной жизни, не всегда бывает гладко в духовной жизни. На вопросы прихожанок преклонного возраста отвечает клирик храма в честь иконы Божией Матери «Прибавление ума», заведующий сектором заочного обучения Нижегородской духовной семинарии иерей Алексий Трегубенко.

Стараюсь бывать на литургии каждое воскресенье и в праздничные дни. Помогаю присматривать за подсвечниками. Всем стараюсь помочь, когда попросят. Но никак не могу заставить себя подойти к причастию. Чувствую внутри какой-то барьер. Даже не понимаю, что меня не пускает. Кажется, что недостойна подходить к Чаше. Батюшка, дайте совет, как настроить себя на причащение?

— Причастие — самое главное в жизни христианина таинство. Сам Господь сказал: «Кто не ест плоти Моей и не пьет Крови моей, не имеет жизни вечной» (Ин 6:53). И когда человека что-то не пускает к причастию, это значит, что препятствует этому враг рода человечес­кого, который никому не хочет спасения. Нужно превозмогать этот внутренний барьер и, конечно, идти причащаться. Жажда причастия должна превозмочь все барьеры.

Важно помнить главное: достойны причастия мы не будем никогда! Ведь когда идешь к причастию, ты фактически садишься за одну трапезу со всеми святыми, во главе которой сам Господь, Царь мира, и Божия Матерь. И Господь тебя делает достойным этого.

Ты же когда идешь в гости, приводишь себя в порядок, тем более, приступая к причастию, нужно готовиться, приводить в порядок свой внутренний мир: поститься, читать молитвы ко причастию и каяться в своих грехах. Где-то, может, недостаточно подготовишься, где-то невнимательно прочитаешь молитвы, где-то не до конца попостишься, нарушишь пост. В таком случае надо рассказать об этом священнику. Если батюшка благословляет, причащайся, не думая о том: достоин или недостоин. Недостоин всегда будешь. С осознанием своего недостоинства, со страхом Божиим и верою и приступай к причащению.

Я женщина пожилая, одинокая, более 30 лет в храме, со времени открытия. Церковь Божия для меня настоя­щая отдушина. Причащаюсь часто, каждое воскресенье. Но вот исповедь для меня стала испытанием. Не понимаю, в чем каяться. Одни и те же грехи называю каждый раз, да и то как-то механически. Когда мне грешить-то, если вся моя жизнь связана с храмом и богослужением? Телевизор не смот­рю, с соседками на лавочке не сижу… Но ведь понимаю умом, что грехи-то есть, просто я разучилась их в себе видеть. Что делать?

— Многие прихожане, которые причащаются достаточно часто (некоторые даже не один раз в неделю), говорят: «Батюшка, я не знаю, в чем мне каяться». Во-первых, важно понять: грехи есть у всех, только не все и не всегда их видят. И даже если человек не видит в себе грехов, все равно нужно идти исповедоваться и причащаться, только с покаянным чувством.

Пока человек — неофит, покаяние у него проходит бурно, на эмоциональном уровне. Однако проходит время, и чувство сокрушения притупляется, начинает казаться, что ты во всем раскаялся и нечего добавить к списку грехов. В таком случае важно помнить о своей греховности в целом, как царь Давид в 50‑м псалме, говорить себе: «И грех мой предо мной есть выну (то есть всегда)». Грех оставил в душе след, свои корешки, и нужно следить за своим сердцем, отслеживая мысли, чувства, желания, пресекать их, если они греховные, и исповедовать.

Но даже если человек всего этого не замечает, все равно нужно идти причащаться, а священнику искренне сказать: «Не замечаю своих грехов, Господи. Прости, каюсь!» Не нужно ничего выдумывать и вымучивать из себя. Некоторые приходят на исповедь с талмудами, длинными списками грехов, но не каются в них, потому что механически выписали их из молитвослова, не проведя внутренней работы.

Во время беседы (не только в рамках исповеди) можно рассказать священнику всю свою жизнь и через это показать свое состояние. И батюшка может помочь рассмотреть то, что самому человеку незаметно. Можно также за подобной помощью обратиться и к своим близким — со стороны всегда виднее.

Теща глубоко верующий человек, но есть с ней одна проблема. Она отказывается лечиться, когда заболеет. Все свои болячки лечит только святым маслом и крещенской водой. Я не против лечения святыней. Но есть случаи, когда лекарства жизненно необходимы. Нашу заботу и помощь отвергает, твердит, что это у нее не болезнь, а порча — и так во всех случаях. Кругом колдуны живут, ворожат и насылают. Как убедить мне тещу не отказываться от помощи врачей?

— Действительно, все болезни, тление и смерть вошли в жизнь вместе с грехом. А это и есть порча на нас и весь мир. В этом смысле всякая болезнь — это порча. Но понимать болезнь как результат колдовства и каких-то магических действий, направленных на верующего христиа­нина, нельзя. На крещеных верующих людей никакое колдовство не действует, потому что при крещении человек сам сочетовается со Христом и получает от Бога ангела-хранителя. Это и есть духовная защита от прямого бесовского воздействия. Оно может подействовать на человека, если он добровольно вступает в связь с духами злобы и позволяет им действовать, отрекаясь от Христа.

Что до лечения освященным маслом и святой водой, если человек с верой принимает святыню, она поможет в исцелении. Но нужно помнить и о таинствах Церкви. Болящим верующим дано особое таинство — Соборование. Приведу пример. Мою бабушку привезли с инсультом из больницы домой умирать. Я начал ее соборовать. После первого же помазания, смотрю, она села. А к концу соборования вместе со мной тропари пела. После этого еще много лет прожила.

На вопрос, принимать ли лечение от врачей, оптинские отцы говорили: когда заболел, в первую очередь обратись к Богу, а потом и ко врачам. Чтобы не было такого: ты обращаешься к Богу за исцелением, Он тебе посылает врачей, а ты отказываешься. Как есть у человека душа и тело, так и для исцеления требуется и духовное лечение (молитва, соборование), и телесное (лекарства или медицинские манипуляции).

Моей бабушке 80 лет. Летом она живет в деревне, а на зиму мы забираем ее к себе. Она очень капризная, несговорчивая, подозрительная. Когда живем вместе, в семье начинаются конфликты, муж еле выдерживает, ждет не дождется лета, когда она уедет. А мне больно и стыдно, что не можем ужиться с немощной старушкой. Приходится постоянно балансировать между бабушкой и мужем, чтобы не довести ситуацию до крайности. Но сил у самой не остается, временами дохожу до нервного срыва. Как поступить по-христиански? И бабушку, и мужа, и себя уже жалко.

— Вы поступили по-христиански уже тем, что не оставили бабушку одну с болезнями и капризным характером. Терпеть — и есть поступать по-христиански. Но терпеть с любовью, преодолевая многие неудобства. По-христиански жить — это нести крест, подражая Самому Господу. Когда у нашей бабушки случился инсульт, моей теще пришлось бросить работу, временно оставить семью и поехать в Арзамас, чтобы ухаживать за матерью. Все-таки Господь заповедовал родителей почитать.

Дети часто оставляют мне внуков на выходные. А сами уезжают с друзьями на пикник или рыбалку. В последнее время я стала им отказывать, считаю, что заботу о своих детях целиком перекладывать на других нельзя. Дети обиделись: не звонят и не приезжают. Правильно ли я поступаю?

— Мне не понятно, как на это дети могут обижаться. Но в такой ситуации лучше было бы внуков оставлять у себя и смиряться. Проводя время с бабушкой, особенно в выходные дни, они могли бы научиться через вас вере. Можно сводить их в храм, помолиться с ними дома. Окружить внуков любовью и заботой — это и есть лучший пример любви и для детей, и для внуков. В свое время родители меня тоже отправляли к бабушке, а сами могли поехать отдыхать. И мне было немного обидно. Но время, проведенное с бабушкой, я вспоминаю с благодарностью: она научила меня и труду, и молитве, и как родителей почитать.

Последние годы с апреля по октябрь я живу на даче. Храма рядом нет. Как в таком случае молиться, вести духовную жизнь?

— Испокон века русские люди старались селиться вокруг храмов, монастырей, святых мест. Так же и сейчас: если ты верующий человек и покупаешь дом, прежде всего смотри, есть ли там храм. Бывает, конечно, что дом достался по наследству в деревне или селе, где храма нет или он разрушен, и все равно такой длительный период нельзя оставаться без причастия. Есть же машины, электрички, автобусы, с этим проблем быть не должно. Если человек перемещается только по дому и никак не может добраться до храма, можно священника к себе на дом вызвать. Но причащаться нужно, хотя бы раз в посту. С апреля по октябрь жить без причастия — слишком длинный период.

Что касается праздничных дней, то надо помнить заповедь Божию: «Шесть дней работай, а седьмой посвящай Господу Богу твоему». Я знаю верующих людей, живших в советское время. Когда их заставляли работать в воскресный день, они заработок за этот день отдавали в храм или помогали тем, кто нуждается. Так же и вы, живя на даче и не имея возможности в этот день посетить храм, можете поделиться урожаем, помочь соседу или тому, кто нуждается, в помощи. В любом случае, можно в этот день не работать для себя, а посвятить Богу.

Сын со снохой — убежденные атеис­ты, сами в храм не ходят и детей не приучают, мне запрещают даже рассказывать внукам о Боге и с собой в храм брать. А я им все равно рассказываю. Чувствую святой долг так поступать, и в то же время совесть гложет, что обманываю детей. Как не погрешить ни против совести, ни против правды?

— Что есть правда? Господь говорит: «Я есть Истина». Эту Истину и надо открывать детям и внукам. Не вменится во грех женщине, если она откроет Истину внукам. А как в советское время скрывали, обманывали коммунистов, когда крестили детей, когда скрывали у себя дома верующих людей или священников, которых искали власти. Это идти не против правды, а за Истину!

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.