Как появилась эта традиция, никто не знает. Даже старожилы не помнят, когда впервые в Троицком храме села Арефина на Успение Пресвятой Богородицы после выноса Плащаницы встали вокруг нее девочки в белоснежных платьях и косынках. В руках у них — гладиолусы. Тоже непременно белые. И сейчас этого дня, этого часа юные прихожанки ждут как награды.
Дар царёва дяди
Арефино — село старинное. Ансамбль единственной сейчас здесь Троицкой церкви является объектом исторического и культурного наследия федерального значения. А когда-то в Арефине было несколько церквей и даже женская обитель, главный храм которой освятили в честь Входа Господня в Иерусалим. В 1764 году монастырь упразднили, а его настоятельница и три схимонахини были переведены в Муром.
Каменную церковь во имя Святой Живоначальной Троицы воздвигли в далеком 1702 году. До этого она была деревянной, да, видно, обветшала. Известно, что финансировал стройку боярин Лев Кириллович Нарышкин, родной дядя Петра Первого по материнской линии. Но, возможно, деньги шли не лично из его кармана. На крестах Троицкой церкви можно увидеть небольшие металлические императорские короны. Это свидетельство того, что средства на сооружение шли и из государственной казны, а может, только из нее. Вскоре были освящены два придела храма — в честь Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери.
С тех далеких времен в Троицком храме арефинцев крестили, венчали и отпевали. Лишь пять лет, с 1938‑го по 1943 год, церковь была закрыта. Но не осквернена, не разграблена. Это заслуга тех людей, что трудились при храме в тяжелое послереволюционное время. В том числе церковного старосты Николая Федоровича Варламова, память которого в селе бережно хранят. Когда храм закрыли, он спрятал ключи. За это безбожники его, инвалида, схватили, били и сбросили в глубокий овраг. Была зима, но он сумел выбраться, спастись. А власти отступились, не разорили храм.
— Сохранились фрески, церковная утварь, древний иконостас… Здесь даже подсвечники старинные, — говорит настоятель Троицкой церкви протоиерей Михаил Нестеров. — Эта церковь удивительная.
Камни вопиющие
Каждый, кто придет в храм, сразу же обратит внимание на четыре иконы в одинаковых окладах: Богоматерь «Иверская», святой целитель Пантелеимон, «Скоропослушница» и преподобный Серафим Саровский. Народная молва говорит, что святыни эти с Афона. Иверская икона под стеклом, только окошечко открыто, чтобы приложиться.
— Она считается чудотворной, — говорит Зоя Маркина, директор воскресной школы при Троицком храме. — В селе рассказывали, что поначалу стекло на иконе разбивалось. Застеклят — через некоторое время оно разбито. И так несколько раз. Потом одна благочестивая жительница села по имени Стефанида молилась усердно, и ей открылось: нужно, чтобы люди прямо к образу прикладывались. Тогда и сделали окошечко.
Практически каждое воскресенье в храме служат молебен Боголюбской иконе Божией Матери. Образ этот тоже старинный. Сохранилось предание, что в 1771 году, когда во Владимире свирепствовала моровая язва (Арефино тогда относилось к Владимирской губернии), эту икону в Троицкой церкви увидели как бы в огне горящую. С тех пор, наверное, и служатся молебны.
Еще одно бесценное сокровище храма лежит на аналое напротив алтаря — Крест Господень со святынями. Под стеклом — белое распятие небольшого размера, камушки, будто с открытыми ротиками. Святыню привезли когда-то из Иерусалима.
— Одну из паломниц звали матушка Василиса, я ее хорошо помню, — продолжает Зоя Михайловна. — Она объясняла, что Христос когда-то сказал фарисеям, пытавшимся запретить ученикам славить Господа: «…если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк 19:40). Вот тут как раз камни вопиющие.
Вместо фуфаек
На приходе арефинской церкви работает воскресная школа. Появилась она в 1997 году, когда в село приехал молодой батюшка, иерей Алексий Парфенов. Он активно взялся за организацию учебного процесса. Заниматься было негде, ютились в полуподвальном помещении на территории храма, но школа существовала.
В 2008 году она обрела свой дом. Недалеко от церкви стояло полуразрушенное здание. В советское время тут была «шапошная» — цех швейной артели, но шили не шапки, а фуфайки. В 1990‑е предприятие закрылось, и дом стал разрушаться.
Восемь лет назад, уже при теперешнем настоятеле отце Михаиле, начался сбор средств на его ремонт. Собирали их всем миром. Помогли сельсовет и местный завод. Кроме сельчан, нашлись другие меценаты. И вот на праздник Рождества Христова отремонтированное здание школы распахнуло двери.
Здесь учат Закон Божий и церковнославянский язык, ставят замечательные спектакли. Сюжеты известных сказок облекает в стихотворную форму учитель местной школы Татьяна Ефимова, причем поступки героев рассматриваются с христианских позиций. А какие костюмы шьет для ребят Татьяна Рыжова! Местная детвора ходит в воскресную школу с удовольствием, а встречают ее любящие преподаватели.
Непременно сбудется!
Кроме местных жителей, в Арефинском храме бывает множество приезжих — паломников со всей страны. Особенно стараются они попасть на праздник Успения Пресвятой Богородицы. В этот день на службе особенно торжественно. А у Плащаницы стоят ученицы воскресной школы. Все в белом, с цветами в руках…
— Я нигде ничего подобного не видел и не слышал, — улыбается отец Михаил Нестеров. — Дети в белых одеждах, благочестивые, радостные. А гладиолус, тем более белый, отдаленно напоминает лилию — цветок целомудрия, чистоты, цветок Богородицы.
— Торжественное стояние девочек у Плащаницы — это всегда так трогательно, — говорит директор воскресной школы. — Они всегда так ждут, кого же выберут. Ведь больше восьми-десяти человек не поставишь, народу в храме очень много. К тому же нужно, чтобы были взросленькие, могли выстоять сначала всенощную, потом утреннюю службу. А это очень продолжительные богослужения, акафист Успению Божией Матери самый длинный. Девочки встречают Плащаницу, когда ее после шестопсалмия выносят из алтаря, находятся рядом во время крестного хода. У нас есть и другая традиция: Плащаницу поднимают, и люди под ней проходят. Мы верим, что если в этот момент очень усердно попросить о чем-то Богородицу, то Она поможет.
— Всегда так волновалась, выберут или не выберут тебя стоять с цветами на Успение, — вспоминает бывшая воспитанница воскресной школы при Троицком храме Анастасия Красавина. — Я два раза стояла у Плащаницы, ощущения, конечно, словами не передать. А пройдешь под ней — все сбывается. Конечно, нужно реальные вещи какие-то просить, не машину, например, а что-то для души полезное.
Белоснежные платья, в которых девочки стоят у Плащаницы, сшиты тоже неизвестно когда и кем. Им не один десяток лет, и ими дорожат. Каждый год бережно выбеливают и отглаживают. Чтобы не просто на этой службе они выглядели прекрасно, а смогли их надеть и те, кто сегодня в храме гордо восседает на папиных или маминых руках, чтобы самобытная приходская традиция продолжалась.
Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.