Нередко прихожане спрашивают, как подходить к исполнению евангельских слов: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф 19:14)? С одной стороны, им говорят, что храм — лучшее место для воспитания детей в вере и надо приучать их к богослужению с самого рождения, с другой — присутствующие на богослужении сетуют на то, что шумящие и бегающие по храму дети, уставшие от продолжительной литургии, мешают взрослым сосредоточиться на молитве.
Я был однажды свидетелем того, как люди сделали замечание маме во время литургии. Ее чадо плакало непрестанно, она пыталась его успокоить, причмокивая и пришептывая, но безуспешно. Служба была будничная, прихожан было человек 40–50. Я хорошо помню свое смятение, тогда еще молодого и неопытного священника. Знаковые моменты службы: Херувимская песнь, чтение Апостола и Евангелия сопровождались детским плачем. Кто-то попросил женщину на время выйти из храма и успокоить младенца. Мама без запинки выпалила цитату из Евангелия, выше названную, с негодованием спросив: «Вы не читали об этом»? Видно, что она не в первый раз прибегала к такой форме ответа. Создалось впечатление, что она оборонялась. Наверное, так оно и было.
После того как младенец был принесен к Чаше и его причастили, мать с ребенком покинули храм. Стало тихо, и я заметил на лицах некоторых прихожан удовольствие, что они ушли. Все это и тогда, и впоследствии в подобных ситуациях наводило на грустные размышления. Раздражение одних и обида за непонимание обстоятельств со стороны других оборачиваются для священника сердечной болью за всех, ведь они прихожане одного храма.
Как же поступать?
Кто-то знает детские возрастные особенности, кто-то нет, но нужно помнить о том, что таковые есть и от них существенно зависит, могут ли взрослые быстро и результативно повлиять на ребенка.
Когда дети-груднички неуемно плачут или более старшие, с гипердинамичным поведением, начинают просто баловаться, в таких случаях, если не удается успокоить, родителям лучше выйти вместе с детьми из храма.
Бывает, детки постарше, утомившись, сами попросятся выйти. Это можно позволить, только желательно научить, как это делается во время богослужения. Обязательно перекреститься и тихо выйти, по возможности никому не мешая.
Родителям нужно помнить, что при кажущейся несмышлености дети способны воспринимать и запоминать многое из того, что с ними происходит. Поэтому в храм нужно приходить до начала службы, за 5–10 минут. Иначе у детей может сложиться впечатление, что опоздать — это нормально. Уходить до окончания богослужения нежелательно, если только из-за особой усталости ребенка.
Иногда причиной раздражения окружающих может стать невнимание родителей к ребенку. Придя в храм, они начинают молиться, а ребенок, предоставленный самому себе, или бродит по храму, или начинает, что недопустимо, бегать. Иногда дети приносят с собой мелкие игрушки и забавляются, отвлекая своими движениями окружающих. Здесь не обойтись без предварительной подготовки к приходу в храм. Лучше дома заранее объяснить, что неуместно в храме развлекаться, и проследить, чтобы ребенок не прихватил с собой любимую игрушку. Если родители не занимаются воспитанием своих детей дома, то это, конечно, с легкостью может проявиться в храме. Но исправить свои ошибки во время службы уже не получится.
«Друг друга тяготы носите»
Однажды мне пожаловалась прихожанка на то, что ребенок, вроде бы, и вел себя спокойно, тихо стоял с приведшей его мамой, но крутил головой, смотрел по сторонам и, что самое раздражительное было для старушки, жевал жевательную резинку. Мама же ребенка была погружена в богослужение и не замечала этого. Родителям, пришедшим в храм с детьми, нельзя оставлять их без внимания. И уж такие предметы как жевательная резинка нужно оставлять за пределами храма.
Некоторые родители не желают испытывать неудобства, связанные с детским поведением. Приходят в самом конце литургии к причастию и оправдывают это их неспособностью «выстоять» службу.
К сожалению, такое положение устраивает почти всех, и даже некоторых священников. Иногда детей приносят уже тогда, когда всех причастили и священник унес Святые Дары в алтарь. И вот он ходит с Чашей туда-сюда, по мере появления опоздавших. А это не просто опоздание на службу, это отсутствие на ней. И тем не менее священники идут навстречу, снова выносят Чашу и причащают младенцев.
Бесспорно, в словах Спасителя о том, чтобы взрослые не препятствовали детям приходить к Нему, открывается важность причащения детей Святых Таин. Сами дети не могут, в силу возраста, осознавать такую необходимость и испытывать потребность в этом. Но то, что взрослые, лишая детей литургического присутствия, только лишь стремятся причастить их во что бы то ни стало, нехорошо. Более того, иногда в этом открывается отношение взрослых к причастию как к некоему магическому средству, которое действует автоматически, само по себе. А это не так.
Конечно, не всех детей и не сразу можно научить благоговейному отношению к службе и благочестивому поведению. Но задача эта почти целиком лежит на родителях. Вполне возможно, что для начала краткие посещения храма будут более эффективны, чем сразу длительные «стояния». На помощь может прийти приходская воскресная школа. Детям очень нравятся ритуалы, всевозможные действия. Если осторожно допускать их к ним, заранее объясняя смысл, привлекать их к простейшим церковным послушаниям, можно избежать «дискомфорта от церкви», который зачастую возникает у детей. Поставить свечу в подсвечник, правильно ее зажечь сверху и слегка расплавить снизу, чтобы устойчиво стояла. Грамотно написать и подать поминальную записочку о тех, за кого ребенок хочет помолиться. Все это будет способствовать выработке благоговейного отношения и к храму, и к богослужению и наложит отпечаток на дальнейшее поведение.Там, где хорошо поставлена общинная жизнь, где прихожане достаточно близко общаются друг с другом, можно избежать острых конфликтов, связанных с недовольством взрослых шумным поведением детей. Не лишним будет напомнить и взрослым прихожанам, что дети могут являться своеобразным Божиим инструментом, который формирует у взрослых особые качества — терпение немощей ближнего своего, христианскую любовь.
Протоиерей Сергий Муратов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.