Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Для проработки базовых ценностей культуры
«Ведомости Нижегородской митрополии» №7 (253) 19:21, 7 апреля 2023

Для проработки базовых ценностей культуры

Директор Института теологии СПбГУ — о роли теологии в образовании

В советскую эпоху целые поколения людей жили с сознанием того, что между наукой и религией непреодолимая пропасть, что научное мировоззрение несовместимо с религиозным. Однако вся университетская система выросла из двух предметов: теологии и философии. И то, что в наше время теология вернулась в систему высшего образования, — явление логичное. О ее роли в образовательном процессе и о становлении православного богословия мы говорим с докто­ром философских наук, профессором, директором Института теологии Санкт-Петербургского государственного университета, председателем экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии Дмитрием Шмониным.

— Дмитрий Викторович, какие этапы развития теологии, включая православное богословие, вы бы выделили?

— По сути, все началось с первых попыток людей размышлять о том, как был сотворен этот мир. Существуют рациональные богословско-философские истоки этого процесса. К примеру, теогония у древних греков. В иудейской традиции над философскими размышлениями о том, как устроен мир, преобладали молитва и страх Господень.

После искупительной жертвы Иисуса Христа наступает эпоха христианского богословия. В первые три века учение апостолов, мужей апостольских, апологетов, учителей Церкви, святых отцов постепенно складывается в патристику. Затем выкристаллизовываются решения Вселенских соборов, и складывается рационально выраженное догматическое ядро учения Церкви.

В итоге мы получили патристику как первый этап развития православного богословия, который (условно, конечно) заканчивается в VII веке на Западе и в VIII веке на Востоке, в Византии. Он, конечно, не завершается, а переходит в новый этап трансляции знаний. Важную роль здесь играли попытки сохранить интеллектуальную культуру в монастырях, в этих центрах учености распадающейся Римской империи. На Востоке же богословская традиция не прерывалась. Дальше христианство распространяется через Балканы, в том числе и на Русь. Православное богословие — это традиция восточной Церкви, преимущественно мистическое богословие. Но и философское, рациональное зерно в нем тоже присутствует.

— Как развивалась богословская нау­ка с момента прихода на Русь и до революции 1917 года?

— Духовные школы появляются у нас в XVII веке. Если говорить о русском богословии, а не о преподавании на латыни, пришедшем из Киевской академии и других центров учености в веке XVIII, то это уже XIX век. Именно тогда в борьбе с латинским влиянием складывается русская богословская школьная традиция.

На Западе появились университеты, у нас же долго ничего этого не было. Почему? Была возможность перевода Священного Писания на славянский язык. Основой просвещения на Руси были храмы и монастыри. Просвещенными людьми были прежде всего священники. На Западе же латынь оставалась «священной коровой»: это язык, на котором писалось все ученое, выстраивалась система образования, которая через некоторое время стала отдельной от Церкви, гуманитарные и математические науки сложились в единую систему, а над ней «царствовала» теология. У нас же такая система не складывается до тех пор, пока Россия в XVII веке не приобретет огромную территорию и не войдет в системное дипломатическое, экономическое, культурное взаимодействие с Западом.

Русское богословие: догматическое, нравственное, литургическое, аскетика — прорастало в полемике с западным. И структурно строилось по схоластичес­ким принципам, по европейским школьным лекалам.

Богословское образование и наука начинают развиваться при царях Алексее Михайловиче, Федоре Алексеевиче и Петре, который переводит из Киевской академии известных ученых (будущий митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), будущий архиепископ Феофан (Прокопович) и другие богословы), решает открыть в Санкт-Петербурге Академию наук и университет. Одновременно «Духовным регламентом» определяется статус духовных школ. В первой четверти XVIII века появляется система семинарий, академий — это начало «альтернативной» светской системы образования. Происходит жесткое разделение: факультету теологии в университете не бывать, богословов готовят в духовных школах и для духовного сословия. Со временем ситуация меняется. В XIХ веке в университетах читаются богословские дисцип­лины, церковная история, каноническое право, но теологических факультетов все равно нет. В 1918 году, когда молодая советская власть «сняла с довольствия» обе столичные духовные академии, Мос­ковский и Петроградский университеты (независимо друг от друга!) попытались их спасти и включить в свой состав. Но большевики не согласились с мнением ученых советов…

— В советское время развитие богословской науки было практически невозможно. Поэтому можно сказать, что современное православное теологическое образование в нашей стране весьма молодо. Как бы вы охарактеризовали его состояние?

— Возрождение духовных школ началось на самом деле в конце Великой Отечественной войны. Были организованы сначала богословские курсы, которые были преобразованы в восстановленные академии: в Москве и Ленинграде. После того, как мы отпраздновали 1000‑летие Крещения Руси, началось настоящее возрождение богословского образования. Сейчас существует мощная разветвленная система академий и семинарий, образовательных центров Московской патриархии.

Наверное, до середины второго десятилетия XXI века наше гражданское общество, интеллектуальные круги, в том числе в университетской среде, весьма сдержанно отноcились к попыткам включить богословие в число университетских преподаваемых дисциплин. Потом согласились. Сначала на бакалавриат, потом на магистратуру. Путь был долгим. Аспирантура вызвала наибольшие дискуссии. Но в 2015 году, благодаря усилиям преимущественно Русской Православной Церкви, запустили и аспирантуры.

В 2016-м был создан Экспертный совет ВАК по теологии, в 2017‑м заработал Диссертационный совет, до 2021 года он был единственным. Сейчас таких советов три. Определены три направления теологии: православная, исламская и иудейская. В 2022 году благодаря активности протестантского сообщества, последовательной и напористой, в перечне направлений появился и протестантизм.

— Почему теология необходима в светских вузах? И чем она отличает­ся от богословия, которое изучают в духовных школах?

— На этот вопрос лучше всего ответил Патриарх Кирилл в 2018 году: «Подготовка священнослужителей — это сложный процесс, который, конечно, включает существенную интеллектуальную составляющую, но не только. Священника нельзя подготовить лишь как специалиста, знающего предмет. Его нужно подготовить как человека, способного работать с человеческими душами, его нужно воспитать. Его нужно сформировать как личность, способную один на один, при встрече с современным человеком, помогать ему на жизненном пути. Конечно, никакая теология в университетском объеме не способна это обеспечить».

В то же время Святейший Патриарх поясняет, что теология и богословие содержательно представляют одно и то же. Я с ним абсолютно согласен. Содержание одно — задачи разные. В университете готовят специалистов, знающих религию изнутри. Они могут работать в разных сферах и могли бы (при получении соответствующих компетенций) преподавать не только теологию, но историю, социологию, философию и так далее. Формирование и укрепление общероссийской гражданской идентичности — вот для этого теология очень важна. Это ценностно-мировоззренческая дисциплина, которая лучше, чем любая другая гуманитарная наука, представляет базовые ценности нашей культуры. И их нужно прорабатывать, чтобы правильно донести до студентов. Университет, особенно классический, междисциплинарен. Семинария такого университетского синтеза дать не может. А он, этот синтез, дает возможность усилить теологическую составляющую в нашем светском пространстве, распространить ее в светской среде.

— Несколько лет назад была создана научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА). Насколько я знаю, инициатива исходила от руководства светских вузов. Так ли это, и какова сфера деятельности ассоциации?

— Действительно, это было письменное обращение к Святейшему с живыми подписями ректоров в 2018 году. Он идею поддержал, и она была твердо поддержана администрацией Президента России. Сначала в ассоциацию входили два церковных вуза и семь светских. За пять лет количество вузов выросло до 84‑х. Это Московский и Санкт-Петербургский университеты, Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, ведущие вузы из разных федеральных округов (из нижегородских вузов — Мининский педагогический университет). НОТА проводит ежегодные конференции, научно-методические сессии, яркие мероприятия для студентов.

— Что еще, на ваш взгляд, нужно сделать на государственном и церковном уровнях, чтобы теология окончательно вписалась в систему образования? И каковы должны быть результаты такого образовательного процесса?

— Она вписалась прочно. Но востребованность специалистов должна быть обеспечена государственным заказом. Юноши и девушки, окончившие теологические факультеты и кафедры, не должны «распределяться на улицу». Качество подготовки и востребованные профили программ — с одной стороны, и госзаказ — с другой. Они должны быть трудоустрое­ны в школах, вузах, системе государственной власти, в социальной и других сферах. Тогда теология органично впишется в нашу жизнь, и это будет важным вкладом в развитие страны.

Беседовала Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.