Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Для радости или для вразумления?
«Ведомости Нижегородской митрополии» №12 (258) 11:24, 23 июня 2023

Для радости или для вразумления?

Как встречать церковные праздники

Мы каждый день празднуем память какого-то святого, и угодники Божии словно передают нас друг другу с рук на руки, чтобы мы возрастали в Боге, от силы в силу, восходили по духовной лестнице, — так сказал сербский святой, преподобный Иустин Попович. Но часто ли мы рассматриваем церковные праздники с точки зрения пользы для души, а не относимся к ним формально? И все ли события церковного календаря требуют особого отношения? На эти и другие вопросы отвечает настоятель Богородице-Рождественского храма села Катунки протоиерей Владимир Гофман.

— Не раз возникали конфликты с мамой на почве того, что я занимаюсь домашними делами в воскресный день. Особенно ее возмущает, когда я убираю квартиру в большие церковные праздники. Но что делать, если это единственный более или менее свободный день на наделе, тем более что я хожу утром в храм. Большой ли это грех?

— В праздники церковного календаря принято не работать, но и не отдыхать. В этот день мы идем в храм, молимся, радуемся празднику, вспоминаем события, связанные с ним. После богослужения посещаем больных, близких, поздравляем друг друга. Все это занимает в основном первую половину дня. А потом можно и домашними делами заняться, большого греха не будет. А вот возмущение и ссоры на этой почве — грех очевидный. Удивительно, но некоторые люди, называющие себя верующими, о празднике помнят, ничего в этот день не делают, но и в храм не ходят! Где тут логика, не знаю.

— Почему у православных главный праздник — Пасха, а у католиков — Рождество?

— Исторически сложилось, что в западной христианской традиции шире празднуют Рождество Христово, а в восточной — Пасху. Для православных Пасха — «праздников праздник и торжество из торжеств» (канон Пасхи, 9-я песнь). Почему? Вот что говорит апостол Павел: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13–14). Мы верим в то, что Христос Воскресший победил смерть и теперь мы тоже, как и Господь, воскреснем телесно, чтобы продолжить жизнь в вечности. Что может быть главнее этого? Святитель Григорий Богослов считает: «…настолько Пасха превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды» (слово 45-е, на Святую Пасху). Разумеется, Пасхи не было бы без тайны Рождества, но и Рождество не случилось бы без  Благовещения. Все события Священного Писания — одна цепочка нашего спасения. Поэтому мы рады всем праздникам церковного календаря, почитаем их и празднуем.

— Почему в Церкви каждый день праздник?

— Можно, конечно, и так сказать. В церковном календаре имеются праздники великие, двунадесятые, посвященные Спасителю, Пресвятой Богородице или важным событиям христианской Церкви: Рождеству Христову, Крещению Господню, Пятидесятнице, Рождеству Богородицы… Кроме того, каждый день календаря посвящен памяти угодников Божиих, прославленных в лике святых. В этом смысле в Церкви каждых день праздник, потому что совершается богослужение в честь того или иного святого.

— Не могу разобраться: день Ангела и именины — это разные праздники или один?

— Путаница в понятиях Ангела Хранителя и небесного покровителя, в честь которого человек носит имя, существует давно. Вот что говорит об этом учение Церкви. Слово «ангел» означает «вестник». Это значит, что бестелесные духи призваны сообщать людям волю Божию, выполнять Его распоряжения в попечении о мире видимом. «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1:14).

В таинстве Крещения после запретительных молитв священник обращается к Богу с прошением послать крещаемому Ангела: «сопрязи животу его Ангела светла». Таким образом, каждому христианину при крещении Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека в течение всей его земной жизни, настраивает на добрые дела, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти и после смерти препровождает душу к Богу. Как дух бесплотный, Ангел Хранитель не имеет имени. В своих молитвах мы обращаемся к нему так: «Ангеле Божий, хранителю мой». Днем Ангела правильно называть день, когда человек принял святое крещение и получил от Господа своего невидимого хранителя.

Учение Церкви утверждает, что Ангел Хранитель есть не только у отдельно взятого человека, но и у каждого народа (число народов на земле соответствует числу ангелов, говорится в Священном Писании — Втор 32:8), и у каждой христианской Церкви (Откр гл. 2–3).

Теперь о небесном покровителе. Так христиане называют святого, имя которого носят в земной жизни. По учению Православной Церкви, всякому вступающему в нее дается новое христианское имя, носитель которого был прославлен Церковью и причислен к лику святых. Это делалось, по словам святого Иоанна Златоуста, для того, чтобы «христиане при именах новопринятых должны взирать на святые лица как на образец добродетели и блаженства». То есть чем усерднее мы стараемся подражать в своей жизни небесному покровителю, чье имя носим, тем сильнее его невидимое предстательство за нас пред Богом.

Следует понимать, что если мы живем далеко не по-христиански, то напрасно требуем от Ангела Хранителя и небесного покровителя помощи, напрасно ропщем на них и на Бога, якобы не помогающих нам в наших делах. Лучше задуматься, богоугодны ли эти дела, если нет на них содействия свыше?

Таким образом, христианин имеет двух невидимых защитников: Ангела Хранителя и небесного покровителя. Днем Ангела является день нашего крещения, а днем небесного покровителя или именинами — день памяти святого, имя которого носим. Оба эти дня православные христиане отмечают посещением храма, исповеданием и причащением Святых Христовых Таин, добрыми делами.

— Что такое попразднство и отдание праздника? Нужно ли верующему человеку как-то по-особенному встречать эти дни?

— Великие и двунадесятые праздники по-особому отмечаются в богослужебной жизни Церкви. К ним готовятся, после праздника еще некоторое время вспоминают о нем. Эти дни и называются предпразднством, попразднством и отданием праздника. Предпразднство — день или несколько дней перед праздником. В это время на богослужениях начинают читать молитвы, посвященные празднику. Попразднство  — период, когда Церковь на богослужениях продолжает вспоминать прошедший праздник. Длится от одного до нескольких дней. Отдание праздника — последний день периода попразднства. Богослужение на отдание праздника практически полностью совпадает с праздничным. Как встречать эти дни, решает сам человек, исходя из своих возможностей и глубины веры. Двери храма всегда открыты.

— Скоро День семьи, любви и верности. Читала «Повесть о Петре и Февронии» и немного смутилась от того, что князь женился на девушке только со второго раза, после того, как она сказала, что исцелит его в обмен на то, что Петр все-таки сдержит свое обещание и женится на ней. Как трактуются эти события с христианской точки зрения?

— «Повесть о Петре и Февронии Муромских», являющаяся жемчужиной древнерусской литературы, не была включена в жития святых — Великие четьи-минеи святителя Макария. В этой повести, составленной много лет спустя после кончины святых князя Петра и княгини Февронии, и кроме названного сюжета немало фольклора. Один змей, прилетающий к Февронии, чего стоит! (см. «Изборник» под редакцией Д. С. Лихачева, где повесть опубликована без купюр). Вообще, жития святых — не абсолютно достоверный источник, в отличие от Библии, которая написана Духом Святым, то есть ее авторы были одухотворены. Авторами житий зачастую были не святые, а обычные люди. Во многих встречаются сведения, которые нельзя воспринимать как исторический факт. Об этом следует помнить, открывая, безусловно, душеполезные жития. Для нас в житии благоверных муромских князей важна их верность Богу и друг другу. Это пример для православных читателей.

— Какие подарки лучше дарить на церковный праздник? Возникают сомнения по поводу икон, так как не раз наблюдала картину, когда подаренный образ просто пылится.

— А зачем дарить на церковный праздник подарки? И кому?  Если Богу или празднику, так лучшим подарком станет ваша молитва и участие в богослужении. Если человеку, так, опять же, искренняя молитва за него. Понятно, что никакие другие подарки не возбраняются, но выбор их остается, конечно же, за дарящим.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.