Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Дом Бога ради
«Ведомости Нижегородской митрополии» 15 (123) 20:18, 15 августа 2017

Дом Бога ради

Нижегородский городской общественный имени Блиновых и Бугровых Вдовий дом.  Фото rusfond.ru

Нижегородский городской общественный имени Блиновых и Бугровых Вдовий дом. Фото rusfond.ru

Мало кто не слышал пословицы: от сумы да от тюрьмы не зарекайся. Если обратиться к словарю живого великорусского языка Владимира Даля, то в изложенной там интерпретации народной мудрости добавлено еще одно слово: богадельня. Дома призрения существовали еще в Древней Руси. Жизнь храмов и монастырей, учреждавшихся повсеместно после Крещения, не мыслилась без заботы о страждущих. С тех пор и поныне богоугодные заведения создаются для тех, кто не имеет близких, жилья и средств к существованию, а главное — здоровья.

Зачем твое добро?

Распространение христианской веры породило особое отношение к благотворительности, которое выражалось в том, что необходимость творить добро нужна в первую очередь благоподателю, а не тому, кто протянул руку за помощью. «Целительная сила милостыни полагалась не столько в том, чтобы утереть слезы страждущему, уделяя ему часть своего имущества, сколько в том, чтобы, смотря на его слезы и страдания, самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием», — писал Василий Ключевский. Историк отмечал, что наши предки ценили личные благодеяния, когда подаяние совершалось из рук в руки и не афишировалось. Такое понимание напрямую согласуется с евангельскими словами: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:3-4).

Со времени правления святого князя Владимира Святославовича опека нуждающихся была возложена на православную Церковь. При храмах и монастырях учреждались специальные дома «Бога деля», то есть «Бога ради» — для людей, которые не могли сами добывать себе хлеб из-за немощей. Со временем возникла необходимость в регулировании сферы благотворительности государственным аппаратом.

Царским примером

В 1551 году Иван Грозный учредил Стоглавый собор, где представители власти и духовенства обсуждали важные вопросы государственного устройства. Среди них говорилось и о богадельнях. Государь повелел устроить женские и мужские дома призрения (от устар. «призревать в занчении «заботиться», «опекать») для сирот, престарелых, больных и инвалидов в каждом городе. Он приказал изгнать оттуда трудоспособных, тех, кто использовал для собственного удобства бесплатные кров и пищу. Содержались богадельни на государственные средства, а также за счет благотворителей. «А священники бы к ним в богадельни мужские и женские приходили, да их поучали и наказывали их страху Божию, чтобы жили в чистоте и в покаянии, и во всяком благодарении на средства жертвователей, которые помогали бы ради своего спасения», — говорилось в царском наказе.

В царствование Михаила Федоровича Романова ведение богадельнями было передано Патриаршему приказу. При Алексее Михайловиче в 1670 году был учрежден Приказ строения богаделен. Сам царь, будучи религиозным человеком, посещал тюрьмы, призревал богомольцев, юродивых, странников.

В делах благотворительности этой эпохи отличился боярин, советник государя Федор Ртищев. На свои средства он организовал ряд больниц и приютов, во время войны с Речью Посполитой выкупал пленных русских солдат, создал приюты для немощных, больных, пьяниц, которых туда отвозили прямо с улицы. У Воробьевых гор в столице по инициативе Федора Ртищева была выстроена Преображенская церковь, давшая начало Андреевскому монастырю, который называли училищным. Собрав в обители ученое духовенство, Ртищев учредил училище, где все желающие могли освоить грамматику, риторику, философию, славянский, латинский, греческий языки.

Комната в женской богадельне. Конец ХIХ века

Комната в женской богадельне. Конец ХIХ века

«Ленивых прошаков» — работать!

Следующий этап формирования системы благотворительных учреждений относится к эпохе Петра Великого. В 1691 году император издал указ «О забирании нищих, притворяющихся увечными, и о наказании их». «Ленивых прошаков» должны были подвергать телесным наказаниям и отправлять работать. «Многие бездельники, при совершенном здравии, за леность свою пускаются на прошение милостыни, и по миру ходят безстудно; и иные же в богадельни вселяются посулами у старост, что есть богопротивное и всему отечеству вредное», — говорилось в Духовном регламенте 1721 года.  Человека, который подавал милостыню на улице, мог ждать денежный штраф: оказать помощь люди могли только отдав средства непосредственно в богадельню, монастырь или специальное госучреждение. По-настоящему нуждающиеся люди должны были пребывать в богадельнях и госпиталях. Это положение также было закреплено законодательно.

Как ветви дерева

В XIX веке попечение о богадельнях, как и о других социальных учреждениях, было передано земствам — органам местного самоуправления в российских губерниях. На высшем уровне благотворительностью занималось учрежденное императором Александром I Императорское человеколюбивое общество и Ведомство императрицы Марии Федоровны. Последнее просуществовало до 1917 года. В городах возникали разнообразные попечительские комитеты о бедных, благотворительные общества, кассы взаимопомощи. Большой вклад в богоугодные дела вносили представители дворянского и купеческого сословий.

Богадельни стали делиться по религиозному и сословному признакам: существовали православные и иноверческие, для привилегированных сословий, для купцов, мещан и ремесленников, для военных, духовенства. Со второй половины XIX века призрение нуждающихся отошло к Министерству внутренних дел, конкретно к Главному управлению по делам местного хозяйства по Отделу народного здравия и общественного призрения.

Церковь и государство

Церковь продолжала попечение о людях в тяжелых жизненных обстоятельствах. Законодательством Александра II были закреплены церковные братства и церковно-приходские попечительства. Кроме того, при каждой вновь открывающейся обители должны были в обязательном порядке создаваться воспитательные или благотворительные учреждения.

Один из самых известных Домов трудолюбия был создан святым праведным Иоанном Кронштадтским. Это было одно из учреждений, дававших не просто приют и пищу, но и работу. При нем действовали приют, больница, школа, народные столовые. «Нищие ежедневно преследуют тебя: это значит милость Божия непрестанно преследует тебя. Блажении милостивии, яко тии помиловани будут (Мф 5:7). Кто же будет убегать от милости Божией?», — писал отец Иоанн.

В XIX веке зародилась такая форма благотворительности как сестринское милосердие. В 1844 году была создана первая православная община сестер милосердия, получившая название Свято-Троицкой.

После революционных событий Церковь лишилась официального права помогать кому бы то ни было. Патриарх Тихон в 1921–1922 годах старался принять меры для организации помощи голодающим Поволжья. На что новые власти откликнулись постановлением «О ликвидации церковного имущества». В советском государстве начала выстраиваться новая социальная система, и помощь незащищенным слоям населения зиждилась уже на других началах.

Нет праздника без любви христианской

В наши дни начинается возрождение богоугодных заведений в России. Сейчас действует около 40 богаделен — не слишком много для обширной территории нашей страны. Тенденция такова, что наиболее распространена помощь детям, онкологическим больным, людям с ограниченными возможностями здоровья. При этом одинокие пожилые люди, не имеющие сил ухаживать за собой, а именно они с наибольшей вероятностью могут попасть в число подопечных богадельни, остаются на втором плане.

Оставляя этот вопрос открытым, следует помнить слова преподобного Иоанна Кронштадского: «Нет у нас любви христианской, нет для нас и истинного праздника Воскресения Христова, ибо истинно празднует Воскресение тот, кто сам воскрес от мертвых дел для дел добродетели, для веры и любви христианской, кто попрал невоздержание, роскошь и все страсти».

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.