В какое бы время человек ни жил, цель его пребывания на земле одна и та же — спасение души. Но сейчас нас активно пытаются убедить, что пришло время для трансформации человека с помощью технологий, а не поста и молитвы. Переделывать предлагается в человеке все, включая его душу и сознание. Отголоски этой идеологии звучат в среде верующих людей, в том числе в виде призывов модернизировать вековые устои и традиции Церкви, адаптировать их под XXI век. Начался Рождественский пост, и снова всплыла тема воздержания в свете новых условий жизни. Беседуем о посте и не только с настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Катунки Чкаловского района протоиереем Владимиром Гофманом.
Живя в эпоху информационного общества, мы перегружены лишней информацией. В связи с этим во время поста, мне кажется, уже на второй план отходит пост пищевой. Не лучше ли на это время просто воздерживаться от информации: не бороздить интернет и не смотреть телевизор, то есть не впускать в себя мысленных врагов? И этого для современного немощного в духовном плане человека будет достаточно.
— Современный человек, к сожалению, немощен не только в духовном плане, но и в физическом. Конечно, цель любого поста — укрепить нас через воздержание. И тут не может быть второго плана. Пост физический так же важен, как и духовный, хотя и является средством вспомогательным. Думается, без него не получится воздерживаться от информации и погружения в интернет. Человек слаб, и без физического поста он быстро забудет, что постится, и снова начнет бороздить интернет-пространство. Спаситель говорит: «…ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк 7:15). Что же нас оскверняет? Зависть, злые помыслы, греховные поступки и желания, с которыми мы порой даже и бороться не хотим. Что это значит? Это значит, что в первую очередь мы должны заботиться о чистоте сердца, а этому способствует воздержание и физическое, и духовное, не исключая одно или другое. Случается, и не редко, когда человек строго держит физический пост, не ест ничего скоромного, читает много молитв, акафистов, псалмов, а ближнего своего ненавидит лютой ненавистью, обижает его, завидует и желает зла. Что толку в таком посте? Сокрушение о грехах, о своем несовершенстве, стремление стать чище и, как результат, покой, мир и радость — вот что должен приносить человеку пост, а воздержание должно быть в злых помыслах и греховных делах, которые могут возникнуть и при посредстве интернета, и без него (лукавый найдет способ для искушения). А воздержание в пище, разумеется, тоже нужно как упражнение, укрепляющее волю.
Игнатий Брянчанинов в своих рассуждениях о пользе поста говорил о важности даже не количества пищи, а качества. Про мясную пищу он вообще писал: «она крайне утучняет плоть, доставляя ей особенную дебелость, горячит кровь; пары и газы ее очень отягощают мозг. По этой причине она вовсе не употребляется монахами». Почему тогда Господь благословил людям в пищу мясо, если его употребление так вредит организму и мешает духовной жизни?
— Это мнение святителя Игнатия (Брянчанинова), но не всей полноты Церкви Христовой. Есть правила для монашествующих, есть правила для мирян, которые не столько времени уделяют духовной жизни, им для поддержания физических сил необходимо употребление мяса. Почему Господь благословил животную пищу после Всемирного потопа? Наверное, по человеческой немощи. Первые люди обходились без мяса. «Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу» (Быт 1:29). Есть такое мнение отцов Церкви, высказанное блаженным Феодоритом Кирским: предвидя склонность людей обоготворять все подряд, Бог дозволяет употреблять животных в пищу, чтобы предотвратить их обожествление в человеческом сознании. С этой же целью Бог разделяет животных на чистых и нечистых: нечистыми животными человек будет гнушаться, а значит, не будет их обожествлять, а чистым он не будет поклоняться, потому что они — его еда. Так Господь благословляет употреблять в пищу мясо: «можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих» (Втор 12:15). Но тем, кто вместит (как говорил Спаситель), допускается и невкушение мяса — монашествующим, например. Или тем, кто решил взять на себя такой подвиг.
Сейчас ведется бурная дискуссия по поводу перевода богослужения на современный русский язык. Даже при всех спорных плюсах перевода, не породит ли это решение раскол внутри Русской Церкви, что крайне нежелательно, учитывая, что нынешняя ситуация на Украине грозит расколом вселенскому православию.
— Переход богослужения на современный язык обсуждается давно, и к ситуации на Украине это не имеет никакого отношения. Если полнотой Церкви будет принято такое решение, значит, будем совершать службы на современном языке. Это дело иерархии. Единственно, что могу сказать как священник, служащий уже четверть века: очень хочется, чтобы прихожане понимали службу, Евангельские чтения, апостольские послания. На каком языке они бы ни читались, главное, чтобы их содержание доходило до ума и сердца человека.
В церковных лавках предлагается широкий ассортимент икон: ламинированные, бумажные, в технике шелкографии. Не привел ли массовый выпуск икон к пренебрежению к святыне? Я часто вижу на подоконниках в подъездах и мусорных контейнерах выставленные иконы. Людям даже не хочется их отнести в храм или передарить. Может, стоит перейти на более дорогие иконы, писанные, которые сделаны с молитвой и по канону. Тогда у людей в силу их меньшей доступности изменится отношение к самой иконе, как вы думаете? Или дело в самих людях, покупающих себе избыточное количество икон?
— Человек может испытывать благоговение перед святыней, какой бы она ни была. А может и не испытывать. Это зависит от его веры. И бумажная икона может быть чудотворной. Вот, что говорит об этом святитель Феофан Затворник: «Иконы сии не содержат чудодейственной силы, а Господу угодно являть чудо от них, или в присутствии их, или для возбуждения веры, или в силу веры кем-либо проявляемой, или для того и другого вместе. Затем высокое чествование сих икон уже последует естественно, как ради того, что Господу угодно было чрез эту икону явить милость Свою, так и потому, что чают и себе сподобиться подобной же милости пред сею иконою». То есть, не икона сама по себе обладает какой-то чудодейственной силой, но силу эту дает ей Господь. И разве мы знаем, какой именно иконе Он даст эту силу? Может, той, что выставили за ненадобностью на подоконник?
Церковью установлено венчание в среду и пятницу. Выходит, что все, кто отмечает торжество в эти дни, нарушает пост? Считается ли это грехом? И почему тогда Церковь не совершает бракосочетание во время многодневных постов?
— В соответствии с церковным правом браковенчание не совершается накануне среды и пятницы, воскресных дней, двунадесятых, храмовых и великих праздников. А также во время многодневных постов и в некоторые другие периоды. За венчанием следует брачная ночь. При венчании в среду или пятницу брачная ночь наступает, когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы). Есть мнение, что ради торжества в такие дни пост отменяется.
Батюшка, посоветуйте, пожалуйста, чем лучше заняться в свободное время во время поста, кроме молитвы. Как с пользой для души проводить это важное для спасения души время?
— Пост — это духовное упражнение. Мы воздерживаемся от всего, что приносит вред душе, и напротив, делаем то, что ей приносит пользу. Чаще молимся, избегаем грехов, воздерживаемся в пище и развлечениях. Читаем духовную литературу (и вообще читаем, потому что скоро, наверное, разучимся это делать), отказываемся от бесполезных для души телевизионных программ. Короче говоря, стараемся так изменить свою жизнь, чтобы быть ближе к Богу. Но жизнь, конечно, продолжается. Человек трудится, заботится о близких, о своем здоровье. Если ко всему подходить серьезно, то времени на пустое времяпрепровождение не останется. А занятия по душе, для ее пользы, разумеется, каждый выбирает сам. Многие отправляются в паломнические поездки по святым местам или благословляются потрудиться в монастыре. Было бы желание, а дело всегда найдется.
Беседовала Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.