Живописные руины церкви в честь Воскресения Словущего в селе Матюшеве Сосновского района волнуют воображение жителей и гостей этого исторического места. От грандиозного здания осталось немного. Стены до сих пор стоят, но разрушение купола и крыши повлекло за собой медленную гибель духовного памятника. Недавно жители села и прихожане Спасского храма в Сосновском приехали сюда, чтобы навести порядок. Да, остались только стены, но это не повод опускать руки. Это был уже четвертый субботник для тех, кто любит родную землю и стремится хоть что-то сделать для ее украшения и сохранения истории.
В надежде сохранить здание иерей Михаил Величкин начал работу по консервации храма. Вместе с ним мы расчищаем церковную землю. Уже частично построена кровля, вырублены деревья и кустарники, а сегодня местный житель Валерий выкашивает траву. Людей собралось немного, но работа кипит. Вдохновляет пример и старых, и малых.
Знаменитый уроженец
Одной из первых пришла 85-летняя Дина Васильевна Петрунина, которая всей душой стремилась внести свою лепту в общее дело. Она родная племянница уроженца села Героя Советского Союза, генерал-майора Семена Ивановича Младенцева. Его бюст, установленный рядом с памятником погибшим землякам, прекрасно виден от Воскресенского храма.
В Матюшеве сохранился и дом, где родился этот известный военачальник. Жаль, что находится он в ветхом, аварийном состоянии. Здесь мог быть мемориальный музей героя, который прожил яркую и интересную жизнь.
Вместо купола — небо
У сосновчанки Ирины Архиповой в Воскресенском храме служил прадедушка Григорий Свищиков. Он умер за несколько лет до ее рождения, но Ирина бережет память о нем, заботится о могиле и сегодня вновь приехала в Матюшево, чтобы потрудиться там, где ее прародитель пел на клиросе. Ирина признается, что прадед ей часто снится, просит, чтобы она не забывала это святое место.
Когда-то здесь кипела жизнь, крестили детей, венчали молодоженов. Уходит поколение тех, кто еще помнил внутреннее убранство храма и красоту богослужения, помнит священника, его последние дни в Матюшеве. Сегодня храм смотрит на мир пустыми глазницами высоких арочных дверей и окон. Ажурные металлические решетки с окон давно разворованы. Та же участь постигла пол и потолок. Вместо купола — небо, вместо пола — зеленая трава.
Однако люди работали дружно и радостно, осознавая, что делают важное и полезное для души дело. Субботник длился около двух часов. За это время скосили траву (особенно досаждает здесь борщевик), убрали кирпичи и обрезки пиломатериала. Вместе со священником активисты села обсудили план дальнейших действий по консервации святыни и проведения в храме первой Божественной литургии.
Престольный праздник
Память обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме Церковь отмечает 26 сентября. В Матюшеве это престольный праздник, и было замечательно именно в этот день возобновить литургическую жизнь храма. Первое богослужение после огромного, почти в 90 лет, перерыва. Сельчане этого события очень ждали! Литургию возглавил благочинный Сосновского округа иерей Александр Гутов в сослужении настоятеля Успенского храма в Елизарове иерея Михаила Шипова. Алые облачения священников красноречиво свидетельствовали: сегодня пасхальная радость о Господе Воскресшем.
Из летописи села
Впервые Матюшево описано в «Писцовой книге» Дмитрия Лодыгина, Василия Полтева и дьяка Дементия Образцова 1621–1623 годов, опубликованной в 2015 году в «Материалах по истории Нижегородского края конца XVI — первой четверти XVII века».
«Село Воскресенское, что в Матюшеве, монастырь на речке на Кишме, стоит на два усада, а в селе церковь Воскресения Христова да предел Введения Пречистые Богородицы, да Преподобного Михаила Малеина, древяна с папертью, верх шатром… да на колокольнице пять колоколов… да в селе же двор монастырский, а живут в нем старцы и детеныши для монастырские пашни. В селе 24 двора крестьянских и бобыльских».
Монастырь в Матюшеве являлся крупным землевладельцем «20 чети в поле». Земли монастырские «пашут детеныши и крестьяне сгоном». Кроме того, монастырь владел лесными угодьями. В Платежных книгах с 1607 по 1646 год читаем: «Матюшевские волости у Воскресенского игумена с братьею с пустоши Поповские з дровяного лесу оброку 2 алтына, пошлин полденьги».
По указу государя Михаила Федоровича Романова и его отца Святейшего Филарета Никитича, Патриарха Московского, в 1622 году матюшевский монастырь был записан в тарханную грамоту Дудина монастыря, но не в вотчину: «А по государеву указу игумену и братье тот матюшевский монастырь строить и братью кормить, а из окладу тот Матюшевский монастырь не выкладывать». По тарханной грамоте монастыри освобождались от уплаты налогов государству. Так как матюшевский монастырь не вошел в вотчину Дудина монастыря, он должен был платить подати государству.
Три престола, три священника
Вспоминаем тем временем историю искалеченного здания, построенного в первой половине XIX века. Редкое имя храму дали в 1839 году. Именно тогда завершилось строительство краснокирпичного трехпрестольного храма. Главный престол освятили в честь Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Храма Гроба Господня), правый придел посвятили Введению во храм Пресвятой Богородицы, левый — преподобному Михаилу Малеину, византийскому монаху.
История сохранила имена трех пастырей, служивших здесь на рубеже XIX–XX веков: Александра Андреевича Зеленогорского, Герасима Федоровича Архангельского. У отца Герасима, впоследствии принявшего монашество, в Матюшеве родился сын Константин, тоже будущий священник. В 1937 году он будет расстрелян в Горьком за веру в Бога. А последним настоятелем Воскресенского храма в Матюшеве перед его закрытием стал Константин Милорадовский, тоже репрессированный и расстрелянный.
Много лет мы ничего не знали о судьбах священнослужителей и мирян, пострадавших в лихую годину. Сейчас у нас появилась благодатная возможность приблизиться сердцем к их судьбам и делам.
Жители и уроженцы села, гости из Сосновского — все, кто мог, собрались на престольный праздник. Помогал в его организации староста Успенского храма Александр Пируев. Несколько человек в этот день причастились Святых Христовых Таин.
Переносной престол для совершения литургии расположили там, где когда-то был алтарь. Старейшая жительница села Дина Петрунина принесла старинные иконы, которые ее дед, церковный староста Иван Васильевич Младенцев, заказывал для Воскресенского храма. На одной изображен лик Спасителя, на другой — святые мученики Андриан и Наталия, великомученики Пантелеимон и Варвара. Долго хранила их Дина Васильевна, и вот наконец важный день настал. Перед этими старинными иконами совершается самое главное богослужение Церкви.
Место молитвы жители села украсили садовыми цветами: астры и хризантемы стояли рядом с иконами в больших вазах. День был солнечный, теплый. В вершинах раскидистых ив радостным щебетом заливались птицы. О промелькнувшем лете напоминали яркие осенние бабочки. Вспоминались слова из Псалтири: «Всякое дыхание да хвалит Господа».
— Церковь Небесная будет существовать всегда, и врата ада не одолеют ее, — сказал во время проповеди благочинный. — А вот судьбы земных храмов во многом зависят от людей. Если храмы не нужны, их разрушают, если необходимы, то строят и восстанавливают.
Батюшка объяснил, что сейчас Воскресенскому храму необходима консервация, которая позволит приостановить дальнейшее разрушение. И работы по консервации руинированного храма уже начаты.
Божественная литургия закончилась, но люди не хотели расходиться по домам. Задавали священникам вопросы, договаривались о дальнейших действиях и следующей встрече. Даст Бог, она обязательно состоится.
Миссия — церковь защищать
Сорокалетний священник Константин Милорадовский прибыл в Матюшево 1 сентября 1930 года, вместе с женой Антониной Александровной. Времена были тревожные. Один за другим бесследно исчезали церковнослужители, зажиточные крестьяне, представители интеллигенции, названные советской властью «врагами народа».
Тридцатые годы XX века — особый период в жизни Русской Церкви. Она не была запрещена официально, но фактически находилась вне закона. Над всеми храмами сосновской земли нависла угроза уничтожения, не стал исключением и Воскресенский храм в Матюшеве.
Вновь прибывшему настоятелю выпала особая миссия — защищать церковь от посягательств безбожной власти, сохранять святыни, стоять на страже веры православной. И отец Константин со всей ответственностью перед Богом и людьми взялся за исполнение своих обязанностей.
Но, по-видимому, следили за новым батюшкой очень строго. Уже 6 апреля 1932 года, когда отец Константин готовился к праздничной службе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, за ним пришли. Священника увезли в Павлово, содержали под стражей в арестантском доме.
Матюшевское дело
По так называемому «делу матюшевской группировки» проходили 11 человек, все жители села. Им инкриминировали противодействие правительственным мероприятиям, направленное на подрыв экономический мощи СССР. Об этом можно узнать из книги Нины и Владимира Успенских «Семейные хроники. Воспоминания и архивные поиски». Нина Васильевна и Владимир Львович собрали уникальный архивный материал, фотографии, дневники, свидетельствующие о жизни и духовном подвиге священнослужителей на рубеже XIX–XX веков.
В первые десятилетия советской власти в Матюшеве было неспокойно. В 1932 году здесь регулярно находили листовки антисоветского содержания. Последовали карательные меры. Отца Константина обвинили в том, что он вел агитацию за выход из колхоза, критиковал вводимые налоги. Все 11 человек были признаны виновными по печально известной статье 58 УК «Контрреволюционная деятельность и измена».
27 мая 1932 года заседанием «особой тройки» Константина Милорадовского осудили на пять лет концлагерей. Под прошением об освобождении батюшки подписались жители 400 домов Матюшева, но голос народа не был услышан.
Несгибаемый
После лагеря и поселения в Архангельской области отец Константин, больной и постаревший, вернулся в свою семью. Его дочь Илария Константиновна вспоминала: «Отец, взяв меня и матушку за руки, сказал нам: «Простите меня, я вам не защитник». Однако прошедший через боль и унижения священник не стал приспосабливаться к новой жизни — вернулся в церковь. Он не представлял своей жизни без Божественной литургии, без спасительных таинств Церкви, без ежедневного чтения Евангелия.
На этот раз батюшку направили в Михаило-Архангельскую церковь села Вишенки Кстовского района. Но недолгим было его пастырское служение. 5 ноября 1937 года его опять арестовали как организатора и руководителя контрреволюционной церковной группы. Во время следствия Константин Милорадовский отказался давать показания. Позиция безбожной власти была непримирима: несгибаемые и верные Церкви люди не нужны советскому государству.
2 декабря 1937 года отец Константин был расстрелян в Горьком вместе с другими священнослужителями епархии. Перед лицом неминуемой смерти он не дрогнул и вины своей не признал.
Честное имя сельского священника реабилитировали 8 января 1958 года. По требованию жены и дочери пострадавшего по делу была проведена дополнительная проверка. Вновь допрошенные свидетели ничего об антисоветской деятельности Милорадовского не показали.