Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



«Ведомости Нижегородской митрополии» 1 (133) 14:51, 11 января 2018

Доступ к Богу

«Начинающие» христиане нередко спрашивают, что такое молитва, зачем нужно молиться, как этому научиться. Обращаясь прежде всего к тем, кто только вступил на путь к Богу и храму и делает на этом пути первые шаги, напомним о том, что молитва — это встреча с Богом Живым. Христианство дает человеку непосредственный доступ к Богу, Который слышит человека, помогает ему, любит его. В молитве человек ощущает присутствие Бога Живого. Через молитву мы узнаем, что Бог участвует во всем, что происходит в нашей жизни. И беседа с Богом — это не фон нашей жизни, а ее главное содержание. Между человеком и Богом много барьеров, которые преодолеваются только с помощью молитвы.

Важно услышать ответ

Часто спрашивают: зачем нужно просить у Бога что-либо, если Бог и так знает, что нам нужно? На это можно ответить так. Мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить. Да, иногда мы просим у Него конкретной помощи в тех или иных житейских обстоятельствах. Но главным содержанием молитвы должно быть не это, а предстояние Богу, сама встреча с Ним. Господь не может быть лишь «вспомогательным средством» в наших делах. Молиться нужно для того, чтобы побыть с Богом, соприкоснуться с Ним, ощутить его присутствие. По словам одного средневекового богослова, Бог всегда рядом с нами, но мы сами бываем далеки от Него, Он всегда слышит нас, но мы не слышим Его, Он всегда внутри нас, но мы — снаружи, Бог в нас дома, но мы в Нем чужие.

Надо помнить об этом, когда мы готовимся к молитве. Помнить о том, что всякий раз, вставая на молитву, мы соприкасаемся с Богом Живым. Молитва — это диалог. Она включает в себя не только наше обращение к Создателю, но и Его ответ. Как и во всяком диалоге, в молитве важно не только высказаться, но и услышать ответ. Не всегда этот ответ приходит в минуты молитвы, иногда это происходит позже. Бывает так, что мы просим немедленной помощи, а она приходит лишь через несколько часов или дней. Но мы понимаем, что это произошло именно потому, что мы в молитве просили Божией помощи.

Люди связаны между собою неразрывными узами, и часто молитва одного человека за другого спасает того от большой опасности. Поэтому мы должны молиться не только за себя, но и за ближних. Каждое утро и каждый вечер, а также, находясь в церкви, мы должны молиться о наших родственниках, друзьях и врагах.

Хотя бы вспоминать

Большинство людей не способно молиться в течение всего дня, поэтому нужно находить время, пусть краткое, чтобы вспоминать о Боге. Казалось бы — чего проще.

Утром, проснувшись с мыслью о том, что предстоит сделать в этот день, прежде чем начать работать и погрузиться в неизбежную суету, посвятить хотя бы несколько минут Богу. Мысленно поставив себя пред Ним, произнести: «Господи, Ты дал мне этот день, помоги мне провести его без греха, без порока, сохрани меня от всякого зла и несчастья». И призвать благословение Божие на начинающийся день. Так ведь и это не всякий совершает.

А мы должны научиться в течение всего дня вспоминать о Боге. Если нам плохо, обращаться с молитвой: «Господи, помоги мне». Если хорошо, возблагодарить Бога: «Господи, слава Тебе, благодарю Тебя за эту радость». Беспокоясь о ком-то, сказать: «Господи, я волнуюсь о нем, помоги ему». И так в течение всего дня — что бы с нами ни происходило, можно обратить все это в молитву.

Мы оправдываем свое нежелание молиться тем, что перегружены делами. Да, многие живут в таком ритме, в каком не жили люди в прошлом. Но в жизни всегда есть какие-то паузы. Мы стоим и ждем трамвая — три-пять минут. Едем в метро — двадцать-тридцать минут, набираем телефонный номер и слышим гудки — «занято» — еще несколько минут. Используем хотя бы эти паузы для молитвы, пусть они не будут потерянным временем.

Сила чувства

Часто спрашивают: как молиться, какими словами, на каком языке? Некоторые даже говорят: «Я не молюсь, потому что не умею, не знаю молитв». Для молитвы не нужно специальное умение. С Богом можно просто беседовать. На богослужении в Православной Церкви мы употребляем особый язык — церковнославянский. Но в личной молитве, когда мы остаемся наедине с Ним, нет нужды в особом языке. Мы можем молиться на том языке, на котором говорим с людьми, на котором думаем.

Молитва должна быть простой. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Вся ткань молитвы да будет немногосложна. Одно слово мытаря спасло его, и одно слово разбойника на кресте сделало его наследником Царства Небесного». Молитва может быть предельно краткой.

Малоопытный пусть начнет с самых коротких молитв, на которых он сможет сосредоточиться. Богу не нужны слова — Ему нужно сердце человека. Первостепенное же значение имеет то настроение, с которым верующее сердце приступает к Богу. Сделать это без чувства благоговения или с рассеянностью, когда во время молитвы наш ум блуждает на стороне, гораздо опаснее, чем сказать в молитве неправильное слово.

Рассеянная молитва не имеет ни смысла, ни ценности. Здесь действует простой закон: если слова молитвы не дошли до нашего сердца, они не достигнут и Бога. Если мы не способны сосредоточиться на длинных молитвах, которые содержатся в  молитвенниках, попробуем свои силы в молитвах кратких: «Господи, помилуй», «Господи, спаси», «Господи, помоги мне», «Боже, милостив буди мне, грешному».

Один подвижник говорил, что если бы мы могли со всей силой чувства, от всего сердца, всей душой сказать одну только молитву «Господи, помилуй», этого было бы достаточно для спасения. Проблема заключается в том, что мы не можем сказать этого от всего сердца, не можем сказать этого всей нашей жизнью. Поэтому, чтобы быть услышанными Богом, мы бываем многословны.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.