Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Духовный руководитель
15:45, 13 февраля 2014

Духовный руководитель

Кто такой духовник, духовный отец? Где его взять? Как искать? А всем ли обязательно иметь его? Поговорим о терминах. В церковной среде есть некоторое недопонимание роли духовных отцов, духовников и старцев. В отношении последних вообще наблюдается нездоровое восприятие, на них существует особый спрос. Многие думают, что их духовные проблемы не по плечу обычным священникам, и ищут духоносных старцев.

Кто они такие?

Итак, что мы понимаем под близкими понятиями — духовные отцы, духовники и старцы?

Духовником обычно называют священника, к которому регулярно ходят на исповедь (у кого исповедуются по преимуществу), с кем советуются в сложных жизненных вопросах. Слова духовника принимают как совет. Тот духовник, который требует абсолютного подчинения себе, настаивает на буквальном, строгом, неукоснительном исполнении своих советов, а значит претендует на роль старца, — может сильно навредить.

Духовный отец — это духовник, который давно знает человека, приходящего к нему на исповедь, хорошо с ним знаком, засвидетельствовал своим внимательным отношением к человеку свою любовь к нему. Нет строгого различия между духовником и духовным отцом, это понятия в принципе одинаковые, но духовный отец — это тот духовник, с которым сложились буквально родственные отношения, как и с его другими чадами. Он в большей степени заботится о своих духовных чадах, уделяет им больше времени, они сами называют его духовным отцом.

Послушание же старцу предполагает беспрекословное подчинение. Послушник, доверивший себя старцу, — это человек одинокий, монах. Он отказался от всех родственных связей, у него нет иных обязанностей в этом мире, кроме как жить по монастырскому уставу и подчиняться духовнику. Другое дело — миряне, у каждого из которых есть семья и связанные с ней заботы, есть гражданские обязанности, работа и т. д. В этом случае не может быть отношений по монашескому типу, священнослужитель не может распоряжаться жизнью людей, не приносивших обета послушания, он может быть только советником.

В поиске новых Серафимов

В православной духовной литературе очень часто звучит тема о необходимости найти опытного духовного наставника и о том, как тщательно следует исполнять его благословения, воспринимая их как волю Божию, избегая самочиния, и регулярно исповедовать ему свои грехи и все помыслы.

Однако эта практика в основном относится к монашествующим. Тем более что в древности старец и послушник часто жили чуть ли не в одной пещере, и у них было время как на совместную регулярную молитву, так и на ежедневную духовную беседу. Самоотречение и смирение своей воли перед духовным отцом — часть монашеской практики. Именно это и называется послушанием.

В среде верующих есть особая жажда посетить таких старцев, какими были преподобный Серафим Саровский или Оптинские старцы, чудотворцы и душеведцы. Благодаря тому, что XIX век был богат такими духовными светильниками, складывается впечатление, что так должно быть всегда, что, вероятно, и сейчас есть подобные старцы. Поэтому так сильна мечта найти где-нибудь за горами, за долами, за высокими лесами настоящего старца, который и помыслы все выслушает, и прозрит будущее, и совет полезный даст. Вот и ездят люди из города А в город Б в поисках старцев, а люди из города Б в город А с той же целью. Случается, организуются чуть ли не автобусные паломнические туры «по старцам».

Порой такой интерес бывает нездоровым. Это род духовной гордости. Нам кажется, что наши приходские батюшки недостаточно мудры и духовны, чтобы разрешить наши проб­лемы. А проблемы наши нам кажутся такими, что рассудить их смогут только новые Серафимы. И, конечно, все мы жаждем пророчества о своей особенной судьбе. Мы же ведь «не такие, яко прочие человецы»…

Бесспорно, есть еще на этой земле настоящие святые подвижники, молитвами которых мир стоит. Как правило, эти люди не ищут славы человеческой, ищут же уединения и молитвы, скрывают себя смирением. Их слишком мало.

Расцвет старчества в XIX веке был духовным феноменом, ждать такого всегда — нет никаких оснований.

Даже и тогда, когда открыто принимали народ духоносные старцы, большинство приходивших к ним и отнимавших их время были движимы праздным интересом. В итоге люди нарушали их покой совершенно ненужными вопросами и суетой мирской. А тем, кому действительно были нужны совет и молитва подвижника, порой даже не удавалось подойти к старцу из-за толпы «экскурсантов».

Какой сделаем вывод?

Смиренно признаем, что наши проблемы — типичны и похожи на проблемы всех прочих людей. Признаем, что для того, чтобы спастись, нам не нужно пророчеств и откровений. Полноту пророчеств и откровений, пожалуйста, черпайте в Священном Писании. Там есть все, что нам надо.

Так что идите в храм, прихожанином которого вы себя считаете, найдите священника из служащих в нем, которому вы духовно доверяете, к которому вы предпочтете ходить на исповедь, он и будет вашим духовником. А если, по милости Божией, ваши отношения разовьются в духовное родство, он станет вашим духовным отцом.

Если так и произойдет, не надо думать, что вы теперь обязаны исповедоваться исключительно ему. Не обязательно все время исповедоваться у духовника, особенно если у вас нет ничего такого, о чем обязательно нужно сообщить ему, чтобы он мог принять правильное решение о вашей духовной жизни и смог бы вас от чего-то предостеречь, руководствуясь своим опытом. А когда это обычная исповедь, то можно подойти и к другому священнику, не нужно делать культа из отношений с духовником. Но если ваша цель — скрыть что-то от духовника, это очень плохо.

Миряне — не монахи, мы не приносили обетов послушания, поэтому советы духовника не могут быть категоричны. Вы вольны их принять или не принять. А чтобы истинно познать волю Божию, идя на исповедь, молитесь о своем духовнике, или о том священнике, которому доведется исповедаться, пока нет у вас духовника, чтобы Господь через него открывал вам Свою волю.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.