Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Два праздника на Святой земле
16:33, 27 августа 2013

Два праздника на Святой земле

Путешествие на Святую землю — долгожданное, незабываемое событие для каждого верующего человека. Особенно отрадно, когда на Святой земле удается встретить праздник: тогда библейская история как будто оживает на глазах, наполняясь личным духовным переживанием. Паломнический центр Нижегородской епархии приглашает нижегородцев с 20 по 28 сентября совершить паломничество «Святая земля — Израиль», которое начнется с празднования Рождества Пресвятой Богородицы и окончится другим великим праздником — Крестовоздвижением.

Рождество Богородицы

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви. Еще первые люди Адам и Ева получили обетование о том, что некогда, в будущем, «Семя (то есть Сын) Жены сотрет главу змия (то есть сатаны)» (Быт 3: 15). Под Семенем в церковной экзегезе принято подразумевать Христа, а под Женой — Богоматерь. Таким образом, с точки зрения христианского вероучения, рождение Пресвятой Богородицы не было случайным событием, ибо ей была отведена важнейшая роль в осуществлении божественного плана спасения человечества.

В ущелье Кельт (Вади Кельт) в Иудейской пустыне на узком уступе отвесной скалы, в пяти километрах к западу от Иерихона, примостился монастырь святого Георгия Хозевита (Сент Джордж), основанный в 80-х годах V века. В этой обители находится одна из святынь — пещера пророка Илии, сейчас — церковь святого Илии Фесвитянина. Она представляет собой часовню с престолом для совершения литургии, разместившуюся в пещере скалы.

Здесь же, по Преданию, будущий Богоотец Иоаким молился и жаловался Господу на свою бездетность, и получил от Ангела известие о скором рождении у его жены Анны Девочки, Которой в свою очередь надлежало стать Матерью Бога. Предание говорит, что и сама Анна прожила здесь отшельницей остаток своей жизни после того, как отвела свою трехлетнюю Дочь Марию в храм, и одно время здесь даже почиталась стопа святой Анны, впоследствии увезенная на Афон и ставшая основанием новой монашеской обители святой Анны.

В самом начале улицы Виа Долороса в Иерусалиме, у Львиных ворот, в подъезде жилого дома находится скромная православная церковь Рождества Богородицы, принадлежащая Иерусалимскому Патриархату. Здесь редко проходят богослужения. В церкви очень много старинных икон русского письма — свидетелей любви наших соотечественников к этим святым местам. Под церковью находятся две пещеры. Они, по мнению многих исследователей, и были домом праведных Иоакима и Анны. В византийской крипте под церковью сохранилась горница, где мозаичным греческим крестом на старинном полу отмечено место славного Рождества. Предполагают, что здесь прошли первые детские годы Пресвятой Девы Марии.

На протяжении столетий люди приносят свежие цветы в углубление в скале, где, по Преданию, стояла колыбелька маленькой Девы Марии. Здесь же сделала Мария свои первые шаги. Храм на месте предполагаемого дома Иоакима и Анны был построен святой царицей Еленой, однако впоследствии он подвергся разрушению.

Храм Гроба Господня

«Храм Гроба Господня — единственное место во Вселенной. История его — история земли и Неба в их взаимном соотношении», — писал в конце XIX столетия русский паломник, побывавший в Иерусалиме. Действительно, другого такого храма на земле нет. Храм Гроба Господня — священный центр христианства, за две тысячи лет распространившегося по всей планете и объединяющего около трети населения Земли. Ни одна из других мировых религий не знает ничего подобного.

Храм над Гробом Господним был воздвигнут по повелению императора Константина Великого и его матери царицы Елены на месте, где завершился земной путь Христа и где произошли события, связанные с Его распятием, погребением и воскресением. За свою многовековую историю храм Гроба Господня трижды полностью разрушался и восстанавливался заново. Существующее здание храма Гроба Господня построено после опустошительного пожара 1808 года. Огромное, чрезвычайно сложное сооружение включает в себя около сорока различных строений. В состав храма включены гора Голгофа, на которой был распят Иисус, и пещера Гроба Господня. Сегодня разными частями храма владеют разные христианские конфессии: православная, католическая, армянская, коптская, сирийская и эфиопская.

Крестовоздвижение

Второй двунадесятый праздник, который нижегородские паломники встретят на Святой земле, — Воздвижение Честного Животворящего Креста — неразрывно связан со святыней иерусалимского храма Гроба Господня — Голгофой, рядом с которой и был обретен Крест Господень. Вход на нее устроен прямо из храма. К вершине горы, где был распят Христос, ведут 18 мраморных ступеней крутой лестницы. От алтаря храма Воскресения на Голгофу ведет другой ход, предназначенный главным образом для священнослужителей.

Голгофский храм представляет собой небольшое, почти квадратное пространство размером 12х12 метров, перекрытое невысоким сводом. Пол выложен мраморными мозаиками. Свет сюда попадает через единственное окно, выходящее на площадку перед храмом Гроба Господня. Голгофский храм разделен сквозной аркой на две равные части. Левая часть — место распятия Христа — принадлежит православным, в правой части находится католическая капелла. Так как они отделены только сквозной аркой, молящиеся православные свободно видят и слышат католическую мессу, а католики — православное Богослужение.

На том месте, где возвышался крест Искупителя мира, сегодня стоит на четырех мраморных столбах престол для совершения бескровной жертвы. Яма от креста находится под престолом и обозначена серебряным кругом. Места, где стояли кресты двух разбойников, распятых вместе с Христом, обозначены на полу двумя черными кругами.

Справа от престола через застекленное окошко в полу храма можно видеть ту самую расселину в камне, которая образовалась в минуту последнего вздоха умирающего Иисуса. Об этой расселине упоминает евангелист Матфей, про нее писал в IV веке святой Кирилл Иерусалимский. В XIX столетии ее неоднократно исследовали ученые, особенно тщательно — в 1865 году профессоргеолог Фрасс. По мнению ученых, геологический возраст расселины может совпадать с первыми годами нашей эры — временем земной жизни Христа.

Подготовила Людмила Крапивина

Контактные телефоны паломнического центра Нижегородской епархии: (831) 419–64–77, 419–55–85.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.