В тексте молитвы Господней, данной Спасителем в качестве универсального образца для обращения к Богу, после слов прославления Божиего имени, утверждения Его воли и веры в наступление Его Царствия есть прошение обо всем том, что необходимо человеку на данный момент его жизни: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф 6:11).
Эти слова относятся не только ко всем естественным земным нуждам, но и к Телу Христову, причастие которому служит основой бытийного человеческого благополучия. В своей земной жизни Господь неоднократно совершал чудеса, свидетельствующие о Божием попечении о естественных потребностях человека, подкрепляя ими Свои слова: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33).
Пять хлебов для 5000
В 14-й главе Евангелия от Матфея, шестой — от Марка, девятой — от Луки и шестой — от Иоанна повествуется о чудесном насыщении 5000 человек пятью хлебами. Это произошло после возвращения апостолов с проповеди, когда Христос, опечаленный вестью об убиении Иоанна Крестителя, желал уединения, но отправился на лодке с учениками в пустынное место на северо-восточном берегу Галилейского моря, чтобы подкрепить их беседой. Между тем народ из окрестных селений, узнав об уходе Иисуса, поспешно, целыми семьями, пешком отправился по берегу озера вслед за Спасителем. Выйдя на берег и увидев множество народа, Господь сжалился над ним, потому что, по словам евангелиста Марка, «они были, как овцы, не имеющие пастыря, и начал учить их много» (Мк 6:34). Он «беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших (то есть нуждающихся) исцеления, исцелял» (Лк 9:11).
Ближайшим городом была Вифсаида. Жилья, где можно было бы найти ночлег и пищу, вокруг не было. Поэтому с наступлением вечера апостолы предложили Спасителю отпустить народ. «Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы» (Мф 14:15–17). У Евангелиста Иоанна это замечание содержит подробности: «Здесь у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?» (Ин 6:9). Заметим, у самих апостолов ничего съестного не нашлось вообще, это говорит о бедности общины Спасителя.
Господь повелевает ученикам рассадить людей рядами на траве и пересчитать. Оказалось «около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф 14:21). Здесь у евангелиста Иоанна находим замечание, на первый взгляд прямо не связанное с излагаемым событием: «Приближалась же Пасха, праздник иудейский» (Ин 6:4). В Толковой Библии Александра Лопухина к этому выражению дан следующий комментарий: «Иоанн замечает о приближении праздника Пасхи, с одной стороны, для того, чтобы объяснить необычное скопление народа на восточной стороне Галилейского моря, — шедшие в то время на пасху в Иерусалим жители северней Галилеи должны были идти восточною стороною моря. С другой стороны, Иоанн намекает этим замечанием на связь чудесного насыщения народа с приближающейся Пасхой, так как агнец пасхальный прообразовал собою Христа, Который хотел предать Себя на смерть за грехи всего мира и в знак этого изобразил в следующей за насыщением народа речи Себя как истинный Хлеб Жизни».
Взяв принесенные пять хлебов и две рыбы, Христос возвел очи Свои к небу, помолился, благословил хлебы, преломил их и дал ученикам, чтобы они раздали народу. И ученики увидели совершающееся в их руках чудо: по мере раздачи количество кусков хлеба и рыбы не уменьшалось, а увеличивалось. «Ели все и насытились» (Мф 14:20). Когда же по повелению Спасителя стали собирать остатки пищи, то наполнили ими двенадцать коробов (короб — корзина, которую брали евреи в путешествие для хранения пищи). Это поразительное чудо совершилось на глазах многочисленной толпы.
От хлеба до полного благоденствия
После этого замечания и упоминания о количестве собравшихся людей святой Матфей говорит: «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ» (Мф 14:22). Причина этой поспешности не совсем понятна. У евангелиста Иоанна мы находим больше подробностей, позволяющих устранить это недоумение. «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин 6:14–15).
Впечатление, произведенное чудом на окружающих Христа людей, было громадно. Ведь если Он Тот Самый Пророк, значит Он и есть Мессия, а если Мессия, то, конечно же, Царь, Который должен покорить евреям весь мир и торжествовать вечно. Как раз приближалась Пасха. В Иерусалиме соберутся евреи со всех концов мира. И вот среди народа зреет идея — взять Его, повести в Иерусалим на праздник и там объявить Его Царем и сверг-нуть ненавистное иго Рима. Толпа была так восторженно настроена, что готова была немедля приступить к выполнению своего плана. Именно поэтому, как только началось это брожение в народе, Христос тотчас же велел ученикам отплыть на другую сторону моря, а Сам пошел к толпе, успокоил и отпустил ее, после чего взошел на гору помолиться наедине.
Семь хлебов и две рыбы для 4000
В 15-й главе своего Евангелия благовеститель Матфей приводит другой рассказ — о чудесном насыщении Христом семью хлебами и несколькими рыбами четырех тысяч человек, которые неотлучно находились с Ним три дня (Мф 15:32–39). Это повествование весьма схоже с чудом насыщения пяти тысяч человек, что давало некоторым толкователям основания предполагать, что это разные описания одного и того же события. Однако, во-первых, оба чуда приведены в одном Евангелии, причем и у Матфея, и у Марка, а во-вторых, чуть позже Господь скажет ученикам: «Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?» (Мф 16:9–10).
Подготовил иерей Иоанн Евдокимов
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.