9 октября — день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Впрочем, была ли эта смерть? Евангельское повествование ставит загадку уникального жизненного пути, повторить который невозможно, а следовательно, и любопытствовать не имеет смысла.
Как мы знаем из Евангелия, юный Иоанн, один из сыновей Зеведея, любимый ученик Господа при Его жизни, свидетель Преображения Господня на Фаворе и воскрешения Спасителем дочери Иаира, не расставался с Ним и у Креста и был особенно приближен к Спасителю за свою жертвенную любовь и девственную чистоту. Именно его заботам Иисус Христос, предавая душу Отцу, поручил во дни земной жизни Свою Пречистую Матерь: «Жено, се сын Твой… се Матерь твоя» (Ин 19:26–27). После Успения Богородицы апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой ученика Прохора. Корабль, на котором они плыли, потонул во время сильной бури, и все путешественники были выброшены на сушу, святой же апостол пробыл в морской пучине 14 дней.
Не нашли тела
Казалось, смерть избегала его. Во время гонения на христиан императора Нерона (56–68 гг.) апостола Иоанна отвели на суд в Рим, где приговорили к казни. Он выпил чашу со смертельным ядом и остался жив, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом. Смерть ему заменили заточением на остров Патмос, где он прожил много лет, став тайнозрителем судеб Церкви и конца мира. Там же около 67 года написал Книгу Откровения (Апокалипсис).
Скончался святой апостол Иоанн в Ефесе. Ему к тому времени было более ста лет, и он намного пережил всех остальных очевидцев Господа. Чувствуя время приближения встречи с Богом, он в сопровождении семи учеников удалился за пределы Ефеса и велел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Долго никто не решался этого сделать, ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но в конце концов, верные послушанию, закрыли лицо святого платком и исполнили его повеление. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела. История, напоминающая Успение Пресвятой Богородицы…
Каждый год 8 мая из могилы Иоанна Богослова выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Так была ли эта смерть? Или просто общепринятое представление о ней как о разделении души и тела и его тлении несколько упрощенно?
Как известно, седьмой патриарх от Адама, ветхозаветный праведный Енох, «ходивший пред Богом», то есть особо угодивший Ему, а также пророк Илия, вознесенный огненной колесницей «яко на небо» (4 Цар 2:11), не вкусили обычной смерти. «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр 11:5) — читаем в послании апостола Павла евреям. Святитель Григорий Двоеслов место пребывания пророка Илии после его вознесения на огненной колеснице описывает так: «Илия был восхищен на небо, но на воздушное, которое отлично от эфирного… так что он был отведен в сокровенную область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти».
Что тебе до того?
Между тем речь о смертной участи апостола Иоанна зашла еще во время беседы Спасителя с апостолом Петром. Той самой, в которой Воскресший Христос троекратно возвращает Петру апостольское достоинство после его троекратного отречения, а затем говорит: «По мне гряди», знаменуя грядущее мученичество Петра: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того» (Ин 21:20–23).
«На этом основании некоторые говорят, что Иоанн живет, и во времена антихриста вместе с Илией и Енохом будет убит за проповедь об Иисусе Христе, — добавляет толкователь Священного Писания Евфимий Зигабен. — А если показывается его гробница, то что же из этого? Он живым вошел в нее и оттуда был взят подобно Илии и Еноху. Евангелист же опровергает ложное мнение тех, которые предполагают, что этот ученик Христов не умрет, так как действительно ложно такое предположение, что Иоанн бессмертен. Енох и Илия, хотя не умерли, однако они смертны; так и этот ученик, хотя не умер, но умрет еще».
«Что тебе до того… Ты по Мне гряди» — этими словами Христос призывает каждого следовать своему пути, не оглядывясь на других. Жизненные пути, как и пути смертные, в действительности зависят лишь от глубины нашего единения с Творцом и Судией. Здесь подражать другим невозможно — нужно по образу, взятому из жития преподобного Антония Великого, «себе внимать».
И все же подражать апостолу Иоанну можно. В чем? В его любви. Церковь именует святого Иоанна апостолом любви. Неужели только за его призывы к любви в посланиях? И какой именно? Как гласит предание, в глубокой старости, узнав о юноше, ставшем предводителем шайки разбойников, Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол бежал за ним и умолял остановиться, обещая взять на себя грех юноши, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Пораженный пламенной и искренней любовью святого старца, тот исправил свою жизнь.
Подготовила Лилия Шабловская
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.