Не так просто взять интервью у епископа: каждый день у них расписан по минутам. В наш скоростной век архиереи постоянно перемещаются: сегодня служат в одном месте, завтра — в другом. Епископ Силуан любезно нашел окошко в своем плотном графике — между богослужением в Саровском монастыре и паломничеством по святым местам Сарова.
— Ваше Преосвященство, что для вас лично значит батюшка Серафим?
— Это один из любимых мной святых. Когда я, еще будучи школьником, познакомился с его житием, то почувствовал теплоту и доброту преподобного. В 1985 году я побывал в Дивееве, когда монастырь еще не был восстановлен. Эта поездка запомнилась, и образ батюшки Серафима навсегда остался в моей памяти. А его молитвенное правило: три раза читать «Отче наш», три раза — «Богородице, Дево» и Символ веры — мне знакомо с детских лет. Когда же я стал читать «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», наставления преподобного Серафима и книги о нем, углубляться в беседу старца с Мотовиловым о цели христианской жизни, образ великого подвижника, молитвенника и учителя все больше и больше раскрывался предо мной.
Есть свидетельства людей о том, что преподобный Серафим приводит неверующих к вере, помогает укрепиться маловерным. Это особенно ценно в наше время. Ведь еще не все люди в нашей стране пришли к вере после того периода истории, когда активно пропагандировались неверие и безбожие, многие из них блуждают до сих пор.
У нас сейчас в Лысковском районе, в селе Летнево, строится храм, посвященный Серафиму Саровскому. Человек, который взял на себя этот труд, укрепился в вере, когда познакомился с житием преподобного, побывал в Дивееве, приложился к его святым мощам. У него появилось желание построить храм и посвятить его батюшке Серафиму. Для нас большая радость, что митрополит Георгий дал нам частицу святых мощей Преподобного. Сейчас мы реставрируем старинную икону преподобного Серафима и в сентябре планируем пронести ее крестным ходом по этому обширному селу. Надеемся, что батюшка Серафим поможет всем жителям села Летнева укрепиться в вере и благочестии, а холодных в вере сделает горячими.
Имя Серафим означает «пламенный», а некоторым нашим христианам не хватает пламенной любви к Богу. Некоторые принимают крещение, крестят детей и думают, что этого достаточно для спасения. Но дар веры надо возгревать и укреплять, в вере воспитывать — все это труд.
Преподобный Серафим на личном примере показал нам, как нужно изучать Священное Писание. Он настолько любил Слово Божие, что в понедельник полностью прочитывал Евангелие от Матфея, во вторник — от Марка, в среду — от Луки, в четверг — от Иоанна, в пятницу — книгу Деяний святых апостолов, в субботу — все апостольские послания и в воскресенье — Апокалипсис. Каждую неделю прочитывал весь Новый Завет. Это — пример всем нам.
Думаю, что любовь преподобного Серафима к Священному Писанию — один из секретов того, почему он так полюбил Бога и достиг совершенства. Ум его плавал в Священном Писании, где он на каждый вопрос находил ответ. Кроме того, он читал труды святых отцов. Это помогало ему правильно понимать Священное Писание — через людей, освященных Духом Святым, а не так, как некоторые, полагающиеся на свой ум и делающие из прочитанного неправильные выводы.
— Присутствует ли, ощущается ли вами в Сарове дух батюшки Серафима?
— Да, ощущается. Особенно когда входишь в восстановленную келью преподобного, представляешь, как он здесь молился и как его душа отошла ко Господу во время молитвы. Когда видишь работы по восстановлению Успенского собора, когда узнаешь историю Саровской обители, которую безбожники хотели ликвидировать, и даже само это место неоднократно переименовывали. Казалось, что все погибло, но Господь творит чудеса, в том числе и через людей. Только надо иметь очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать.
К сожалению, в Сарове еще есть некрещеные люди. В мою епархию входят 18 районов на юго-востоке Нижегородской области. И я вижу, постоянно встречаясь с людьми, что практически все русские крещены, некрещеных единицы. Более распространенная ситуация — когда люди крещены, но не просвещены; редко ходят в храм; крестят детей, но не воспитывают их в вере. Поэтому наша задача — их учить и просвещать.
— Владыка, как нам, православным людям, удержать детей в Церкви, чтобы они не отпадали от нее по мере своего взросления?
— Надо объединять православных людей, дружить семьями, вместе посещать святые места. Такую прекрасную возможность дают воскресная школа и православная гимназия.
Также опыт показывает, что дети хорошо укрепляются в вере, когда сами начинают проповедовать среди таких же школьников. Когда они не просто бесконечно защищаются и скрывают свою веру, а наоборот, когда у них миссионерское устроение и они переходят в наступление — убеждают сверстников, что не надо ругаться матом, курить, совершать плохие дела. Объясняют, что мы здесь не просто так существуем; что есть Господь, бессмертная душа и вечная жизнь. Рассказывая товарищам о вере, школьники сами укрепляются в ней.
У нас есть новый интересный проект — кружок «Юный златоуст». Строятся храмы, и нам нужны новые священники, поэтому мы обращаем внимание на тех ребят, которые приходят в храм. Если они согласны стать священниками, предлагаем им составить проповедь, выучить ее и даем возможность выступить с амвона.
Этот проект идет из Московской духовной семинарии, которую я в свое время окончил. Там принято, что студенты на третьем курсе учатся произносить проповеди. Поначалу очень волнительно, когда говоришь с амвона, а тебя слушают 100–200 человек. Не каждый это может. Потом я применил этот опыт в Варницкой православной гимназии-пансионе, где я служил, в городе Ростове Великом Ярославской области. Там мы ввели практику, что учащиеся 10–11‑х классов проповедуют за богослужением. И увидели положительный результат. Ребята учили наизусть отрывки из Священного Писания и жития святых, о которых ежедневно рассказывали после утренних молитв. А наиболее одаренные выступали с проповедью в выходные и праздничные дни. На самом деле, это придумал еще святитель Димитрий Ростовский, который создал в Ростове духовное училище, куда поступали дети с 10–12 лет. Этот подход приносит особенно добрые плоды, когда ребята талантливые, с хорошей памятью.
Во время службы в Спасском районе я познакомился с мальчиком Володей Тюрихиным, предложил ему стать священником. Он сказал, что надо подумать, посоветоваться с родителями. Договорились, что через неделю он сообщит свое решение. И он написал мне письмо. Подтвердил, что ему это предложение нравится, сообщил свой и мамин телефоны. Мы работаем с ним…
Еще у нас есть Денис Исаенков, ему благословили ношение подрясника. Мальчик окончил четвертый класс, тоже хочет быть священником, мама и папа согласны. Еще есть Даниил Носков, он сейчас готовит проповедь… Ребята выучили и рассказали жития князя Владимира, Александра Невского, Патриарха Тихона, апостолов Петра и Павла, историю Казанской иконы Божией Матери. Если современным школьникам не давать такие поручения, то у них не развивается речь. Они не могут красиво и понятно рассказать о каких-то событиях, говорят скомкано, сильно зажаты.
И еще одно направление — юные экскурсоводы по храмам, которые должны уметь рассказать более младшим детям о храмовых иконах. Я сам нес послушание экскурсовода в Троице-Сергиевой лавре и Церковно-археологическом кабинете в 1989–1991 годах, когда учился в семинарии. Помню, сначала было боязно, а потом появились смелость и уверенность. После перестройки люди приходили самые разные, были и неверующие, и любители задавать каверзные вопросы. Это закаляет. Если не знаешь, что ответить, тут же бежишь в библиотеку — заказываешь книгу, изучаешь вопрос. Все это помогает развивать речь, не бояться общения и уметь донести до ближних слово Истины. Хватит уже быть в обороне, мы там провели весь XX век, пора переходить в наступление.
Беседовала Мария Курякина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.