Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > «Если ты идешь за Христом»
17:31, 2 апреля 2015

«Если ты идешь за Христом»

У каждого православного прихода свое лицо. Для одного «визитной карточкой» является миссионерская деятельность, для другого — воскресная школа с сильным составом педагогов, на третьем много сил отдается работе с молодежью. Но во многом, если не во всем, успех благого начинания в храме зависит от настоятеля, от того, насколько батюшка отдается душой окормлению прихожан.

Мы рассказываем о жизни прихода в честь Благовещения Пресвятой Богородицы поселка Желнино города Дзержинска, где настоятелем служит протоиерей Александр Поляшов.

В двух мирах

Рабочий график отца Александра довольно плотный. Прибыв в Желнино, мы, журналисты, остановились подождать батюшку в доме причта при храме. Как выяснилось, настоятель должен был прибыть в поселок из зоны. Там, в исправительной колонии №9 города Дзержинска, он является попечителем и совершает богослужения в церкви в честь священномученика Антипы Пергамского. Это один мир отца Александра. Есть и другой.

— Основная работа любого прихода — это, конечно, окормление паствы, — рассказывает священник. — Если говорить о каких-то конкретных направлениях деятельности нашего прихода, самое главное —это развитие воскресной школы, увеличение числа желающих в ней учиться.

Кстати, слово «школа» применительно к воскресному учебному заведению имеет несколько отличный от привычного нам смысл. У отца Александра на сей счет свое убеждение:

— Дети воспринимают воскресную школу прежде всего как круг общения единомышленников, единоверцев. Здесь не ставится задача дать только какие-то знания и, соответственно, строго спрашивать с детей за эти знания. Важен сам факт их пребывания в воскресной школе и дальнейшее развитие в духовном плане.

Сегодня в воскресной школе при храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы занимаются 80 человек — это несколько групп учащихся: старшая, средняя, младшая. В воскресной школе преподают Закон Божий, Ветхий Завет, Новый Завет, историю Церкви, храмоведение. А еще есть ясельная группа, куда приходят дети до пяти лет.

Путь к Господу — это каждодневный труд. Чтобы не спеша воцерковлять детей, для них часто проводят экскурсии по храму, рассказывают о его устройстве. Мальчишкам отец Александр иногда показывает, как и что устроено в алтаре.

Так или иначе, в воскресной школе мало-помалу раскрываются юные таланты. К большим праздникам — Рождеству и Пасхе — детишки готовят духовные песнопения. С задумкой на перспективу: может быть, кто-то будет заниматься клиросным послушанием. В ясельной группе, где 20 дошколят, занимаются рисованием, лепкой. Это направление ведет опытный педагог Елена Фефелова. В качестве материала, развивающего моторику ребенка, используется пластилин. Для малышей закупили новое оборудование — небольшую по высоте мебель, чтобы трех-четырехлеткам было удобно работать за столами.

Нелегко, конечно, заниматься с такими крохами: кто-то капризничать начнет, у кого-то нет настроения. Но это дети, которые по определению — цветы жизни. А ведь есть у отца Александра и иная паства.

— В храме исправительной колонии, — рассказывает батюшка, — настоятелем иерей Иоанн Минин, а я — попечитель. Совершаю богослужения.

«Девятка» — это зона общего режима с разным контингентом осужденных: и с маленькими сроками, и с весьма большими. Много сил внутренних, духовных требуется православному священнику для того, чтобы не просто донести слово Божие до заключенных, но и приобрести помощников в церковном деле. Такие люди есть. Вот, например, осужденный Александр — он старший из тех, кто присматривает за храмом. Обратился к Богу достаточно давно, помогает батюшке в алтаре, совершает клиросное послушание, отвечает за чистоту и порядок в храме. Приобщаются к богоугодному делу и другие — в прошлом году заключенные своими силами побелили внутреннюю часть храма. А побелкой занимался мусульманин.

Если говорить о числе посещающих храм на зоне, то основная группа прихожан — 20 человек.

— Когда мы назначаем богослужение, исповедуются те же 15–20 человек, — говорит священнослужитель. — Готовятся к Причастию ответственно, ходят на утреннюю и вечернюю молитвы.

Формального Крещения не бывает

Безусловно, жизнь на зоне для человека — особая ипостась. Видимо, и отношение к вере здесь иное. Об этом отец Александр знает хорошо.

— За мою бытность настоятелем тюремного храма таинство Крещения приняли только два человека — это за три-то года. Приходит заключенный и говорит: хочу покреститься. Я объясняю: надо подготовиться, почитать «Отче наш», «Верую» подучить. Он кивает: да, да. И сразу же уходит. То есть всем хочется машинального, формального крещения. А глубины веры почувствовать не хотят, к этому стремятся единицы, хотя в заключении находятся более 1000 человек. Как в притче: Господь исцелил десять прокаженных, а один поблагодарил. Вот эти самые 10 процентов тут и есть.

У отца Александра свой алгоритм работы с осужденными. Подавляющее большинство среди них считают, что находятся в заключении «ни за что». Это на всех зонах такое «правило» среди осужденных. Но, по словам батюшки, на первоначальном этапе, чтобы человек признал себя грешным перед Богом, он должен проанализировать свою жизнь и через эти логические цепочки прийти к Господу. Сначала поразмышлять: если бы я не связался с той компанией, если бы я не пошел с ними туда-то, если бы отказался участвовать в том-то… В конечном счете, нынешний заключенный сам сделал выбор в жизни. А ведь он живет не просто так, есть у каждого определенная ответственность.

Гражданский закон ставит рамки этического поведения, соглашается батюшка. Есть такое всем знакомое понятие — совесть. Она выступает у осужденного на первый план, когда тот приходит к пониманию того, что кроме гражданских законов, которые преступил, существует еще и внутренний. Он прописан в Законе Божием. И человек начинает перелистывать его странички, а там заповеди: не убей, не укради, не завидуй…

Когда отец Александр был семинарис­том, они с группой однокурсников побывали в исправительной колонии №10, что на севере области, — в ней содержались туберкулезные больные.

— С нами поехал отец Мстислав из Благовещенского монастыря, — вспоминает батюшка. — Собрали в зале 150 человек и дали отцу Мстиславу слово. После его беседы один из заключенных удивился: «Батюшка, так это мы Бога должны благодарить, что сюда попали?»…

Я сейчас, с высоты своего небольшого пастырского опыта, понимаю, что это действительно так. Если ты не можешь себя вести в обществе, тогда действительно по Промыслу Божиему тебя ограничивают в общении. А пребывание в колонии остановило кого-то от потребления наркотиков, кого-то от блуда, от пьянства, от постоянного воровства.

Есть понятие «раб» — человек, лишенный свободы физической. А мы — рабы Божии. Мы по собственной воле служим Богу. Но когда служим Богу, мы становимся Его рабами по любви. Выйдя из мест заключения, человек поймет, что властен над своей свободой. Те, кто в зоне посещают храм, начинают понимать, что Господь их любит.

Вместе будем печь «жаворонков»

Но вернемся от сурового мира за стенами колонии в беззаботный, наполненный улыбками мир детства. Желнинский приход обновляется, молодеет. Средний возраст прихожан-мужчин 27–45 лет. Особую надежду настоятель возлагает на детишек, которые учатся в воскресной школе. Встречаясь с родителями, объясняет им:

— Поймите, что основная задача воспитания — именно ваша. Потому что главный показатель воспитания — личный пример. Если ты сам смотришь телевизор, а детям говоришь: делайте уроки, им не хочется заниматься уроками. А если родитель читает — и ребенок с удовольствием за книгу возьмется. Такой воспитательный момент ничем не заменить.

Родители воспитанников желнинской воскресной школы работают в трапезной. И дети изъявляют желание быть рядом: кто картошку чистит, кто воду подтаскивает. Есть три «пятерки» родителей, они каждое воскресенье меняются местами. Чтобы одно воскресенье была возможность на службе постоять, а в другое — помогать в трапезной. На Масленицу все скопом приносят блины, возле храма ставят печки, чаем угощают. На Благовещение будут «жаворонков» печь.

— Нелегко вам, наверное, отец Александр, совмещать службу на таком благополучном приходе и окормлять людей, преступивших закон? — задаем вопрос священнику.

— На самом деле все просто. Могу сказать, что если ты сам идешь за Христом, тогда понять другого человека гораздо проще. Здесь нет параллели — люди, которые «там» и которые «здесь». Если ты сам понимаешь, что такое грех, что такое несвобода и как от греха не торопясь, с Божией помощью, отходить, тогда все становится объяснимо. Рабу Божию не важно, где служить — в тюрьме, в тубдиспансере, в детском саду… Главное помнить, что любовь — не когда нас любят, а когда мы любим и отдаем себя ради других людей.

Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.