В октябре новостные ленты пестрили очередным открытием британских ученых. На этот раз специалисты из Оксфордского университета экспериментально доказали, что приверженцы вегетарианской системы питания не в полном объеме получают полезные вещества и наносят урон нервной системе и головному мозгу. Все это напоминает нам и аргументы тех, кто не согласен с практикой длительных постов в Православной Церкви и уравнивает последствия поста и вегетарианства. Накануне одного из самых длинных постов — Рождественского — мы поинтересовались у нижегородцев, как они понимают вегетарианство: как здоровую диету, аналог поста или новомодную философию жизни.
Иерей Александр Калаганов,
директор Нижегородского православного женского духовного училища:
— Из Книги Бытия мы знаем, что до грехопадения Адам и Ева питались только растительной пищей. Но рай был утрачен, и после Потопа человеку было дозволено употреблять в пищу мясо животных, птиц и рыб. Животные были отданы в руки человека, в помощь ему. Однако вегетарианство как воздержание не имеет ничего общего с православным постом. Цель поста — не только воздержание от чревоугодия, это мир вокруг тебя, молитва, помощь ближнему и доброделание, подготовка к исповеди и причастию. Вегетарианство предполагает неядение мясной и рыбной пищи, но зачем? Последователь этой системы может думать о себе: я сильный, я воздерживаюсь от животной пищи. А что может возникнуть внутри? Страсти самомнения, гордыня, тщеславие. Внешне он стремится к совершенствованию, не ест мяса, а внутри насыщается страстями, где одна страсть живет за счет другой.
Виктория Фомина,
маркетолог:
— Я не являюсь вегетарианцем в полноценном смысле этого слова: почти семь лет назад я отказалась от мяса, птицы, рыбы и морепродуктов. Молочные продукты и яйца присутствуют в моем рационе, поэтому смело называйте меня лакто-ово. В 18 лет на почве духовных исканий я наткнулась на высказывание о том, что одна из главных заповедей христианства «не убий» — не только об убийстве человека, а об «убиении» всего живого. Эта фраза оказалась ошеломляющей для меня. Самая «простая» для исполнения заповедь не так уж прозрачна, как кажется на первый взгляд. Не могу себя назвать высокодуховным человеком, но после этих слов я поняла, что продолжать есть мясо было бы уже нечестным по отношению прежде всего к самой себе. Вместе с этим я отказалась от ношения меха и кожи, на моих полках поселилась косметика, не тестирующаяся на животных. Во всем должна быть мера, и я не являюсь слепым фанатиком и пропагандистом. Я спокойно готовлю мужу мясо и никого не буду убеждать в необходимости или пользе перехода на такой тип питания: нужно просто прислушиваться к себе и тем сигналам, который подают организм и душа.
Владимир Горбатенко,
студент Нижегородского педагогического колледжа:
— Вегетарианство со времени своего появления на Западе, как и движение хиппи, потеряло свое главное предназначение. Оно ведь появилось на религиозной основе буддизма — там, где животное обожествляется. По мере появления таких «кружков» в европейских странах оно приобрело модный статус. В круге моего общения таких людей нет. Один друг, альпинист, не ест мясо, не пьет чай, кофе, аргументируя свой рацион достаточно экстремальным видом спорта и тяжелым усвоением мяса в организме. Так, скажем, здоровый образ жизни (без кавычек). Есть внешнее и внутреннее вегетарианство. Первое проявляется в ограничении рациона питания, второе несет в себе вдобавок еще сакральный смысл. Вот «Я правильно питаюсь» — и давай проповедовать это другим, защищаясь сохранением жизни всякой земной твари, поедая при этом человека и вызывая массу недовольств.
Анастасия Фомина,
студентка:
— Мое решение стать вегетарианкой связано не с религиозными убеждениями, а с простой идеей: животные тоже хотят жить. Им не чуждо чувство страха, они умеют испытывать боль. Однажды я просто не захотела брать на себя ответственность за решение, кому жить, а кому — нет. Шесть лет назад я не смогла себе представить, как буду есть маленького безобидного кролика, когда почти такой же живет у меня дома. Чем больше тех, кто отказывается есть убитых животных, тем меньше будет потребность в этом продукте, значит, его производство может сократиться. Не надо всерьез воспринимать аргумент «Их растили, чтобы съесть». Мало ли у кого какие планы! И у животных есть желание, идущее вразрез с человеческим, — желание жить.
Елизавета Таланина,
лидер Нижегородских студенческих отрядов:
— Для многих новость о том, что я решила отказаться от мяса, стала неожиданной, и внимание к моей скромной персоне увеличилось в разы: «Тебе жалко животных?», «Ты знаешь, что без мяса тебе не будет хватать белка?», «Я читал, что вегетарианцы тупеют, не боишься?» Как только я приняла такое решение, моя жизнь качественно изменилась! Вот вы, например, знаете, как мясо добывают? Оно же не появляется сразу в виде колбасы или котлетки. На самом деле это очень неприятная история, но важно не только то, каким образом зверь живет на ферме и лишается жизни, важно то, что он чувствует при этом, то, чем пропитываются все клетки его тела. Агония, страдание, страх, мучение, боль, тревога, гнев, ожесточение, отчаяние — хотели бы вы ежедневно получать дозу этих эмоций через прием пищи? Не думаю. Следующий довод всех интересующихся — невозможно получить достаточно белка, не употребляя мясо в пищу. Это неправда! Важно не столько количество белка, поступающего с пищей, сколько наличие в нем незаменимых аминокислот. Последние исследования говорят, что ранее озвученная норма белка (150 граммов ежедневно) сильно завышена. Человеку достаточно 30–45 граммов в день, а вот его избыток вызывает интоксикацию.
Могу назвать десятки плюсов моего растительного рациона, самое главное — невероятное чувство легкости, очень похожее на полет, ясность мысли, «новая» уверенность в себе. Тем не менее я никогда никого не агитирую на вегетарианство. Это решение должно быть принято осознанно, никем не навязано и комфортно для организма.
Александр Сайфуллин,
студент Нижегородской государственной медицинской академии:
— Мне кажется, наиболее полно описывает ситуацию и целесообразность применения практики вегетарианства директор Института питания РАМН, академик РАМН Виктор Тутельян: «Если человек составляет рацион так, чтобы в него входили все необходимые вещества, то можно быть и вегетарианцем. Вообще же природой запрограммированно, что человек должен есть мясо. В нашей стране это особенно актуально. У нас, где в пищу идут в основном такие овощи, как морковь, капуста и картошка, такой рацион нельзя назвать полноценным». При умелом и основательном подходе вегетарианство может быть полезно, но в наших реалиях это труднодостижимо.
Абсолютно убежден, что вегетарианство — это личное право взрослого человека. Я считаю, что данную практику целесообразно использовать не круглый год, а лишь в определенные временные промежутки. Оптимальный вариант — пост. Однако я категорически против применения вегетарианской практики у детей. Именно в детском возрасте происходит закладка и окончательное формирование организма человека. И лишать ребенка этого — просто преступление.
Иерей Иоанн Сорокин,
помощник благочинного Приокского округа по социально-медицинской работе:
— Вегетарианство ставит своей целью воздержание для достижения телесной красоты. Задачи внутреннего содержания здесь не стоят. Христианин ставит дух выше тела, и его дух требует воздержания. Вегетарианство как диета, может, и не повредит человеку, но задача христианина — воздержание в посте, духовное совершенство. Согласно православному канону, человек может вкушать мясо, Бог все освятил. В Ветхом Завете существовала практика жертвоприношения животных, и священнослужители имели часть от жертвы. Предназначение животных — помогать человеку, в том числе служить ему пищей.
Лариса Самоделкина,
врач:
— В питании все должно быть сбалансировано. Я считаю, что строгое вегетарианство не полезно. Белок животного происхождения необходим организму, особенно молодому. Без рыбы и мяса не обойтись человеку больному. И растительная пища эту потребность не восполнит. Конечно, есть практика разгрузочных дней, есть пост, предполагающий временный отказ от животной пищи. Ведь избыток жиров тоже вреден для человека, и некоторый перерыв в употреблении мяса не скажется на здоровье.
Подготовил Иван Калмыков
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.